«Яндекс» изменил планы по развитию сервиса Crowd

Компания не будет выводить на рынок созданный в 2022 году сервис по поиску специалистов
Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс» передумал развивать внутренний сервис для поиска специалистов Crowd. Об этом «Ведомостям» рассказали два собеседника, близких к компании. Еще зимой «Яндекс» планировал вывести Crowd на рынок, чтобы сервисом могли пользоваться и другие компании, размещая там свои вакансии. Но теперь планы «Яндекса» изменились и сервис останется внутренним, уточнили собеседники «Ведомостей».

«Яндекс Крауд» был создан в сентябре 2022 г., о регистрации соответствующего юрлица тогда сообщал ТАСС. Crowd – сервис для поиска специалистов для решения различных задач, например разработки, модерации контента, дизайна, указано на сайте «Яндекса». Сейчас там размещено 27 вакансий, часть из них предполагает удаленный или гибридный формат. В качестве локации для работы указаны Москва, Белград, Екатеринбург и Алма-Ата. Зарплаты не указаны.

5 июня компания подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Яндекс Крауд» на русском и английском языках, обратили внимание «Ведомости». «Мы часто регистрируем товарные знаки для разных задач, не все они находят применение в будущем», – комментирует представитель «Яндекса». Он подтвердил, что публичного запуска сервиса пока не планируется, «сервис работает только в рамках «Яндекса».

Компании регистрируют товарные знаки в надежде перепродать или запустить проект в будущем, рассуждает директор Ассоциации параллельного импорта, зампред комитета по интеллектуальной собственности РСПП Анатолий Семенов. Но если компания не будет пользоваться товарным знаком в течение трех лет, то любое заинтересованное лицо может подать против нее иск о признании неиспользования, добавил он.

Вероятно, от запуска полноценного сервиса «Яндекс» удержало отсутствие спроса на фрилансеров, рассуждает независимый эксперт в области кадровой политики Александр Забузов. «Они не первые – было уже несколько попыток. Историй с поиском и привлечением фрилансеров очень много, но ни одна из них «не полетела» именно из-за отсутствия спроса и заказчика. Подобные проекты были у hh.ru, talenttech.ru, EY. Исключение составляют «Профи» и «Авито», но там заказчики – граждане, да и услуги фрилансеров там совсем другие», – объясняет он.

У «Яндекса» уже есть краудсорсинговый сервис «Толока», созданный еще в 2014 г. Он был основан для разметки специалистами большого количества данных, которые затем используются для машинного обучения и совершенствования поисковых алгоритмов. В 2019 г. на платформе, по официальной статистике «Яндекса», было зарегистрировано 4 млн пользователей.

Учитывая географию найма, в том числе в Сербии, сервис может помочь самому «Яндексу» находить удаленных сотрудников за рубежом, полагает источник, близкий к компании в сфере рекрутинга. В 2022 г. в «Яндексе» работал 25 431 человек, что на 20% больше, чем в 2021 г. При этом 7,7% из них (1958 человек) работали в зарубежных офисах компании, говорится в отчете компании об устойчивом развитии от 19 июня. В 2022 г. сотрудники компании работали также в Армении, Белоруссии, Израиле, Казахстане, Сербии и др. Как уточняется в отчете, это преимущественно «специалисты с существенным профессиональным опытом, с узкой и/или наиболее востребованной на момент найма специализацией».

Кроме того, в отчете указано, что в 2022 г. 98,6% сотрудников «Яндекса» работали по постоянному трудовому договору, а еще 1,4% имели проектную занятость с конкретным сроком окончания работ.

Наем фрилансеров, в том числе из-за рубежа, вовсе не запрещен, но может иметь ограничения из-за политики информационной безопасности и допуска к объектам критической инфраструктуры, говорит представитель онлайн-сервиса для поиска специалистов «Профи». Но привлечение удаленных сотрудников на проектной основе для коллективного решения простых, но объемных задач через специально созданную для этого платформу – нормальное явление, утверждает он.

Компаниям особенно выгодно работать с фрилансерами-самозанятыми, так как это значительно снижает нагрузку на кадровые отделы организации за счет более быстрого и простого оформления документов, отметил заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков. Это, по его словам, также позволяет экономить за счет низкой налоговой ставки и отсутствия дополнительных страховых и пенсионных выплат.