Продажи флагманских смартфонов Apple и Samsung в России опустились до уровня 2013 года

Их доля в штуках снизилась примерно до 25% от объема рынка
Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи A-брендов смартфонов, т. е. наиболее дорогих устройств Apple и Samsung, в штучном выражении опустились до 25% от общего объема рынка, рассказал «Ведомостям» представитель «М.Видео-Эльдорадо». Еще в 2021 г., например, продажи флагманских устройств этих брендов в деньгах достигали 70%, оценил на конференции «Ведомостей» «Российская электроника» вице-президент «М.Видео-Эльдорадо» Тагир Калимуллин.

К сегменту A-брендов «М.Видео-Эльдорадо» не относит флагманы китайских производителей смартфонов, подчеркнул представитель сети. И если в штуках продажи Apple и Samsung составляют только четверть всех продаж смартфонов, то по деньгам они занимают около 50% от всего рынка смартфонов. Это сопоставимо с состоянием рынка в 2013 г., отметил собеседник: затем продажи дорогих смартфонов стабильно превышали эти показатели по доле рынка.

«По нашей оценке, доля A-брендов в категории смартфонов снижается и на данный момент в денежном выражении составляет 40–50%, что является историческим минимумом», – отметил представитель сети. В штуках продажи А-брендов занимают в среднем 25% рынка, добавил он. «В начале прошлого года и в течение 2021 г. на пике их доля превышала 70%. В штучных продажах доля A-брендов ранее составляла 30–40%», – подчеркнул представитель «М.Видео-Эльдорадо».

В I квартале 2023 г. в России было продано 6,5 млн смартфонов на 169,7 млрд руб., писали «Ведомости» в мае. Таким образом, доля в 25% составляла бы 1,6 млн устройств.

На смену флагманам Apple и Samsung приходят китайские бренды, доля которых в продажах «стремительно растет», отметил Калимуллин. По данным, которые он привел на конференции, продажи китайских брендов в штуках сейчас составляют «чуть более 70%» всего рынка смартфонов.

Аналогичные данные по продажам смартфонов Apple и Samsung в сравнении с остальными марками предоставили представители онлайн-ритейлера «Озон» и операторской розницы «Билайна» и Tele2.

По данным «Билайна», в феврале 2022 г. доля смартфонов Apple и Samsung достигала 51% в штуках и более 70% в деньгах. Сегодня этот показатель – 20% в штуках и 50% в деньгах, сообщил представитель оператора. Сейчас продажи смартфонов Apple и Samsung совокупно занимают 25% в деньгах, а до февраля 2022 г. на них приходилось до 35% продаж в розничной сети, подтвердил представитель Tele2. Доля Apple в общем количестве проданных на Ozon смартфонов упала вдвое, сообщил представитель Ozon.

Отмечает сокращение доли Apple и Samsung и представитель «F+ tech-Марвел». «Если выделять только Apple и Samsung, то их совокупная доля на российском рынке в стоимостном выражении в 2022 г. значительно сократилась – до 54% (в 2021 г. – 71%)», – отметил представитель компании.

«Ведомости» также направили запросы в «Ситилинк», «Яндекс.Маркет» и Wildberries.

На протяжении пяти лет, предшествующих 2022 г., доля импорта смартфонов Samsung в натуральном выражении составляла в среднем 31%, а Apple – 12,5%, констатирует руководитель аналитического центра холдинга GS Group Александр Сурков. Весной 2022 г. официальные поставки обоих брендов прекратились, но к середине прошлого года был налажен параллельный импорт, в результате чего доля Samsung достигла 14%, т. е. половины от прежнего уровня, а Apple – 11%, говорит он. В денежном выражении ситуация с импортом Samsung похожа: прежде доля составляла в среднем 30% оборота рынка, а в начале 2023 г. – только 16%, тогда как ввоз гаджетов Apple в Россию в среднем занимал 40% рынка в денежном выражении и этот уровень сохранился, указывает аналитик.

Спрос на Samsung и Apple принципиально отличается: Samsung как лидер российского рынка работал во всех сегментах, поэтому после прекращения поставок на самых низких позициях бренд стали быстро замещать китайские конкуренты Xiaomi, Realme, Honor и даже Tecno, указывает Сурков. Действительно, среднеценовой сегмент устройств, в частности таких вендоров, как Xiaomi, Tecno и Infinix, активно начал развиваться с прошлого года, подтвердил тенденцию представитель «Билайна».

Снижение продаж iPhone было вызвано отключением ряда функций из-за санкций, а падение интереса к Samsung случилось из-за отсутствия маркетинговой активности бренда и потери конкурентоспособности новых моделей в условиях параллельного импорта, объясняет главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов.

Сейчас продают продукцию Apple и Samsung, ввезенную по параллельному импорту, и покупают ее, как правило, там, где дешевле, т. е. не в крупных розничных сетях, рассуждает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Кроме того, у продавцов исчезла мотивация предлагать данные бренды покупателям, поскольку они [бренды] больше не стимулируют персонал сетей.

«Техника Samsung и Apple сейчас поступает в Россию через большое количество серых каналов, люди самостоятельно ввозят из-за границы и перепродают технику на сервисах онлайн-объявлений, – рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. – Происходит перераспределение продаж устройств А-брендов из розницы в неофициальные каналы, в связи с чем их реальная доля на рынке выше, чем у ритейлеров или маркетплейсов». К тому же многие стремятся приобрести «разлоченные» iPhone, чтобы не столкнуться с возможной блокировкой гаджета при активации его в России, добавляет эксперт.

По характеристикам смартфоны Apple и Samsung не столь сильно отличаются от китайских брендов, как по цене, поэтому россияне скорее не экономят, а делают более прагматичный выбор в пользу демократичных цен и лучшего соотношения стоимости и потребительских свойств, заключил Бурмистров.