Минобрнауки хочет потратить 49 млрд рублей на создание новейших решений для дронов

К 2030 году Россия должна входить в десятку ведущих стран мира по объему разработок в этой сфере
Антон Новодережкин / ТАСС

В России к 2030 г. должны быть разработаны новые инженерные конструкции беспилотных летающих аппаратов (БПЛА), технологии их взлета и посадки, высокомощные аккумуляторы и материалы для дронов. На исследования и разработки в этой области в ближайшие семь лет из федерального бюджета планируют выделить 49 млрд руб., из них 4,6 млрд руб. – уже в 2024 г. Это следует из подготовленного Минобрнауки паспорта федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем (БАС)» (есть в распоряжении «Ведомостей»). Его подлинность подтвердили два собеседника в компаниях – разработчиках БПЛА.

Этот проект – часть нацпроекта по развитию БАС, который по поручению президента Владимира Путина должен быть утвержден до сентября 2023 г. За реализацию федпроекта отвечает Минобрнауки, говорил замминистра промышленности и торговли Василий Шпак на стратегической сессии с участием российских производителей БАС в конце апреля. Из паспорта проекта следует, что его руководителем выступает замминистра науки и высшего образования Дарья Кирьянова, а куратором – вице-премьер Андрей Белоусов.

Представители аппарата Белоусова и Минпромторга перенаправили запрос «Ведомостей» в Минобрнауки. Представитель Минобрнауки сказал, что в настоящее время проект направлен на межведомственное согласование в заинтересованные ведомства. Говорить о финансовых средствах для проекта пока преждевременно, добавил он.

Сумма, заложенная Минобрнауки, выглядит весьма значительной на фоне объема российского рынка гражданских БПЛА. В 2022 г. рынок беспилотников составлял 13 млрд руб., оценивала ассоциация «Аэронекст».

Как следует из документа, его цель – обеспечить технологическую независимость и глобальную конкурентоспособность российских БАС. В частности, в нем говорится, что к 2030 г. Россия должна входить в десятку ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок в сфере беспилотников. Цели планируется достичь прежде всего за счет выполнения НИОКР, результатом которых должны стать опытные экспериментальные образцы и демонстраторы технологий БАС по девяти выбранным направлениям.

В числе мировых лидеров по объему научных исследований и разработок в сфере беспилотников сейчас находятся США, Китай и Германия, сказал эксперт рынка НТИ «Аэронет» Алексей Рабин. Япония, по его словам, также имеет сильную научно-техническую базу и активно разрабатывает БАС. Великобритания, в свою очередь, активно работает над созданием законодательной базы для регулирования беспилотных технологий, добавил эксперт. При этом Россия лидирует в части разработки ПО для БАС, заметил гендиректор компании «Флай дрон» Никита Данилов.

В качестве первого направления в паспорте федпроекта указаны «Технологии, компоновки и принципы движения БАС», на это до 2030 г. заложено 2,6 млрд руб. Работа по направлению подразумевает, что за этот период должны быть разработаны новые схемы компоновки БАС, движители и технологии взлета и посадки. Это, в свою очередь, должно снизить шум винтов, заметность беспилотников в различных диапазонах, их влияние на окружающую среду, а также повысить эргономику аппаратов, рассчитывают авторы проекта.

Второе направление – «Энергетические и силовые установки» – подразумевает разработку высокомощных энергоемких аккумуляторов для обеспечения высокого потребления энергии при маневрах. Это должно увеличить дальность полета БПЛА в 1,5 раза по сравнению с современными доступными системами, говорится в документе. На это мероприятие в федпроекте до 2030 г. предусмотрено 4,8 млрд руб. По направлению «Технологии навигации, радионавигации» должна вестись работа по созданию новых систем, которые бы обеспечивали полностью автономную навигацию дрона в любое время и при отсутствии сигнала со спутника или связи с наземными пунктами управления. На это до 2030 г. закладывается 6,7 млрд руб.

Также к 2030 г. должны появиться новые технологии производства и образцы новых материалов для корпуса беспилотника, полетные контроллеры, система интеграции БАС в мобильные сети связи общего пользования 4G/5G для использования в городской аэромобильности, а также средства предупреждения столкновений в воздухе с пилотируемыми воздушными судами, говорится в документе.

Всего за указанный срок должно появиться не менее 47 образцов и демонстраторов технологий и не менее 278 заявок и зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности.

Разработка новых технологий – это всегда стык науки и производства, рассуждает гендиректор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий. Сейчас во многих сферах основное технологическое развитие происходит непосредственно внутри компаний, где создаются собственные лаборатории, коллективы, и уже под конкретные задачи бизнеса выстраивается работа с профильными вузами и НИИ, продолжил он. Российские компании уже сотрудничают с вузами по разработке беспилотников – например, концерн «Калашников» активно работает с Ижевским государственным техническим университетом. Исследованиями и разработками в области БАС также занимаются компании «Кронштадт», СТЦ, инновационный центр «Бирюч» (входит в состав ЭФКО) и др.

Но часть упомянутых задач из перечня перспективных технологий уже давно и успешно решена, а часть – не являются значимыми, считает Юрецкий. Например, эксперту кажется странным предложение провести НИОКР по созданию полетных контроллеров: «У нас в стране уже с десяток производителей, которые провели данные НИОКР и получили результат». А по направлению «Новые технологии производства» гораздо актуальнее было бы развивать производственную базу для масштабирования и серийного выпуска БАС, добавил Юрецкий. Малозаметность беспилотников, по его словам, точно не входит в список основных задач будущего гражданского рынка. «Пожалуй, это тот случай, когда перспективы лучше и четче видят участники рынка и отраслевые эксперты и ассоциации», – сказал он.

Основная проблема отрасли заключается в том, что компании используют большое количество импортных комплектующих, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Прежде всего стоит научиться делать внутри страны то, что в мире и так уже делают, т. е. двигатели, аккумуляторы и электронную компонентную базу.

С учетом того что придется разрабатывать и схемы самих летательных аппаратов, и инфраструктуру для беспилотников, 49 млрд руб. – это довольно скромная сумма, добавляет Борисов. Если не размазывать бюджет федпроекта по сотне направлений, а сконцентрироваться на десятке, то в обозримом будущем есть шанс получить готовые решения по одному-двум из них и серьезно улучшить позиции по остальным, считает гендиректор компании «Агримакс.Аэро», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Максим Чижов.