МТС закрыла проект голосового помощника «Марвин» и начала тестировать нового ассистента

Чтобы сделать продукт на уровне «Алисы», нужно инвестировать миллионы долларов
Максим Туманов для Ведомостей

МТС начала тестировать нового голосового ассистента, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к компании. По его словам, компания провела альфа-тесты и показала топ-менеджерам прототип, который успешно включал лампу, робот-пылесос и выполнял другие команды. Представитель МТС подтвердил, что оператор работает над новым проектом, но уточнил, что компании потребуется значимое время, чтобы сделать качественный продукт. Проект голосового помощника «Марвин» был закрыт, добавил он.

Впервые оператор анонсировал выпуск умной колонки с голосовым помощником в декабре 2019 г., писали «Ведомости». «Продажи нового устройства ориентировочно начнутся в первой половине 2020 г.», – говорилось в письме, которое перед Новым годом получили сотрудники МТС. Компания представила голосового помощника «Марвин» летом 2020 г. «Марвин» будет встроен и в портативные умные колонки МТС, которые оператор планирует раздать нескольким тысячам своих абонентов за символическую плату в 1 руб.», – говорил тогда «Ведомостям» представитель МТС.

Тогда также сообщалось, что колонка и голосовой ассистент будут работать через приложение «МТС Марвин». Сейчас этого приложения ни в AppStore, ни в Play Market нет, убедились «Ведомости». Объявления о перепродаже б/у колонки МТС с «Марвином» в новом состоянии до сих пор можно найти на «Авито», убедились «Ведомости». Правда, колонка работает только через Bluetooth, как акустическое устройство, предупреждают продавцы.

В январе 2021 г. «Коммерсантъ» писал, что МТС покинул куратор умной колонки, директор центра искусственного интеллекта (ИИ) компании Аркадий Сандлер. Источники «Коммерсанта» говорили тогда, что проект столкнулся с технологическими сложностями, которые сказались на сроках релиза устройства. Но представитель МТС настаивал, что в компании «продолжают разработку продукта». Правда, никаких релизов проекта с того момента так и не было.

По словам собеседника, близкого к компании, у МТС не было данных для обучения ИИ, а предложение «базироваться на чужом распознавании и синтезе речи было менеджерски отметено». Для того чтобы «подтянуться по качеству», надо было начать выпускать устройство и помощника на рынок, чтобы набрать массово данные для обучения, объясняет он.

1000 устройств была в тестировании меньше полугода, за это время собрать достаточный для обучения объем данных было невозможно, знает другой собеседник. «Для сравнения: «Алекса» от Amazon была в количестве 10 000 в течение двух лет», – отмечает он.

В обзоре колонки аналитика акселератора Fintech Lab Сергея Вильянова, тестировавшего устройство в 2020 г., говорилось, что «Марвин» пока сырой продукт. «Марвин – «задумчивый», – писал Вильянов, объясняя, что голосовой помощник медленно реагирует на команды.

В марте 2023 г. президент МТС Вячеслав Николаев заявил, что компания работает над собственным голосовым ассистентом и рассчитывает выпустить колонку с его поддержкой. «Я ни секунды не сомневаюсь, что голосовой ассистент у нас будет. Он будет жить во многих поверхностях: и в колонке, и в call-центре», – сообщал он на презентации, где был представлен новый логотип оператора без яйца.

Впрочем, опрошенные «Ведомостями» эксперты сомневаются, что умные устройства и голосовой помощник от МТС смогут сегодня занять существенную долю рынка.

«Чтобы сделать достойный продукт на уровне «Алисы», нужно инвестировать миллионы долларов в серверы и в команду, которая будет этим заниматься. А большие языковые модели требуют от года и выше на разработку. Если МТС заявляет еще и о разработке собственного железа, то на выпуск устройства компании потребуется год-полтора», – говорит он. На рынке уже есть такие продукты, как ChatGPT от OpenAI, который компания также позиционирует как виртуального ассистента, и в этой ситуации непонятно, какие конкурентные преимущества могут быть у виртуального ассистента от МТС, рассуждает сооснователь компании Parodist AI Владимир Свешников.

Для хорошего голосового помощника нужны хороший синтез речи, распознавание речи и хорошее NLP (natural language processing), которое будет обрабатывать команды на естественном языке. NLP – это зона общего ресерча, есть много публикаций, дата-сетов, объясняет эксперт.

Даже если МТС в будущем выпустит свою колонку, занять заметную долю на этом рынке оператору не удастся, согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Российский рынок умных колонок в целом сейчас закрыт для новых игроков, «даже если они такие крупные, перспективные и сильные, как МТС», считает эксперт. МТС заинтересована в разработке умной колонки в рамках своей экосистемы, поскольку такие гаджеты зачастую становятся ядром системы умного дома, замечает Бурмистров. Но проблема не в разработке и программировании девайса как такового, а в продвижении нового продукта на рынке, на котором лидеры агрессивно продают девайсы на всех возможных платформах, объясняет он.

В 2022 г., по оценке «F+tech | Марвел», доля «Яндекса» на рынке умных колонок составила 89%, еще 9% пришлось на VK, за ними следуют «Сбер» (1%) и остальные бренды (1%). За первые пять месяцев 2023 г. в России продано 1,45 млн умных колонок на общую сумму 12,2 млрд руб., сообщил представитель компании. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, тогда было продано 732 000 устройств на сумму 6,3 млрд руб., добавил он.

Представители «Сбера», VK и «М.видео-Эльдорадо» утверждают, что в 2023 г. рынок продолжил рост. «В I квартале 2023 г. было продано в 2,2 раза больше колонок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сообщил коммерческий директор направления «Умные устройства» в VK Павел Королев. «М.видео-Эльдорадо» также фиксирует двукратный рост продаж в 2023 г., сообщил представитель сети «Ведомостям».

Но ни в одной из представленных на рынке колонок нет по-настоящему тесного взаимодействия со смартфонами и компьютерами, говорит главный редактор портала Ferra.ru Евгений Харитонов. Он считает, что эти функции вряд ли достижимы в среднесрочной перспективе, потому что ни у одной компании в России нет экосистемы на рынках смартфонов, компьютеров, маркетплейсов и бытовой техники одновременно.