Аудитория ChatGPT и Midjourney в России снизилась впервые с момента запуска

В июне ChatGPT потерял 30% своих посетителей
Евгений Разумный и Максим Стулов / Ведомости

Число российских пользователей ChatGPT за последний месяц сократилось на 30%, подсчитали аналитики Tele2 (абсолютные показатели не приводятся). Это первое падение трафика сервиса с момента его запуска в ноябре 2022 г. Сокращение аудитории ChatGPT в России подтвердил и директор по ИИ и цифровым продуктам «Билайна» Константин Романов.

Представитель «Мегафона» сообщил «Ведомостям», что общий трафик на сайтах Openai.com, Chatgpt.ai и Chatgptbot.ru с мая по июнь упал в 2 раза. Помимо ChatGPT пользовательская активность сократилась и у нейросети Midjourney, которая создает изображения по текстовым описаниям, отметили аналитики Tele2. По данным компании, в июне падение составило более 50% по сравнению с маем.

В июне число пользователей увеличилось только в нейросети для генерации изображений Stable Diffusion, рост составил более 50%, подсчитали аналитики. Вероятно, это связано с открытостью самой платформы, у которой есть бесплатная онлайн-версия, считают они.

В феврале количество пользователей ChatGPT во всем мире достигло 100 млн человек, сообщал Reuters. В январе чат-бот ежедневно использовали около 13 млн уникальных аккаунтов, что более чем вдвое превышает количество посещений за декабрь 2022 г. Число российских пользователей не раскрывалось.

Снижение популярности ChatGPT – это общемировой тренд. Как следует из данных аналитической компании Similarweb, глобальный трафик чат-бота с настольных ПК и мобильных устройств в июне упал на 9,7% по сравнению с прошлым месяцем, в США снижение за месяц составило 10,3%. Ранее аналитики Bank of America со ссылкой на данные Sensor Tower также сообщили о том, что загрузка приложений ChatGPT и чат-бота Bing от Microsoft снизилась на 38% с мая по июнь. Но, несмотря на спад, сайт ChatGPT по-прежнему входит в топ-20 самых популярных веб-ресурсов, его ежемесячно посещает около 1,5 млрд пользователей, подсчитали в Similarweb.

При этом продолжительность взаимодействия российских пользователей с генеративной моделью, наоборот, возросла, сказал Романов. «Это связано с тем, что сначала люди использовали модель в основном для развлечений. Со временем стало понятно, что результат улучшается, если сужать и конкретизировать запрос, но это требует времени», – объяснил он. Похожая логика, по его словам, и в работе с Midjourney: сотрудники креативных отделов могут часами генерировать изображение, добиваясь желаемого визуала.

В России действительно наблюдается падение трафика, связанного с генеративным ИИ, сказал руководитель продуктов Just AI Алексей Борщов. В первую очередь оно вызвано тем, что хотя первая волна интереса была похожа на цунами – большинство пользователей попробовали поработать с LLM (large language model, большая языковая модель. – «Ведомости»), – но чаще всего это было просто веяние моды или любопытство, объяснил эксперт. Массовый пользователь еще не сформировал потребности в постоянном взаимодействии с генеративными моделями, не понимает их возможностей или успел сформировать негативное мнение, не получив ожидаемого результата при первом использовании, говорит Борщов.

К списку причин падения спроса в России можно также отнести неудобства, связанные с инструментами доступа к LLM, добавил Борщов. В большинстве случаев это диалоговые боты в мессенджерах с непредсказуемым временем отклика и непонятным результатом, но постепенно рынок должен прийти к более цивилизованным формам предоставления доступа к генеративным моделям, считает он.

Кроме того, популярность ChatGPT простимулировала интерес к другим большим языковыми моделям, например Bard от Google или Claude от Anthropic, которые забрали часть трафика, заметил сооснователь компании Parodist AI Владимир Свешников. Часть аудитории, по его словам, уходит на специализированные сервисы вроде GitHub Copilot, который дает подсказки программистам по написанию кода. Что касается изображений, то интерес к Midjourney перераспределился в том числе на нейросеть «Сбера» Kandinsky 2.1, платформу с встроенной нейросетью Picsart и «Шедеврум» от «Яндекса», добавил Романов.

В России развитие нейросетей вроде Kandinsky и YandexGPT действительно могло повлиять на посещаемость зарубежных сервисов, заметил генеральный директор коммуникационного агентства iTrend Павел Житнюк. Он поясняет, что отечественными нейросетями проще пользоваться, так как не нужно использовать VPN или иностранные номера телефонов для регистрации. Но Midjourney пока значительно опережает отечественные разработки по качеству выдаваемых графических материалов и соответствию промптам, заметил Житнюк.

По словам директора по продуктам Just AI Глеба Обломского, Kandinsky вполне конкурентоспособен, а вот российские LLM-модели сильно уступают моделям от Open AI. Более того, YandexGPT не имеет аналогичного ChatGPT интерфейса, где можно вести полноценный диалог, загружать файлы и т. д., заметил Свешников.

«Ведомости» направили запросы в «Яндекс» и «Сбер».

По прогнозу Свешникова, спустя какое-то время посещаемость ChatGPT выйдет на плато, а затем его аудитория вновь начнет расти, но уже не за счет хайпа, а за счет постоянных пользователей. Прежде всего это программисты и люди, которые активно работают с текстом, т. е. научные сотрудники, маркетологи и проч., перечислил он. Тренд на снижение трафика продолжится как минимум до начала нового учебного года и завершения отпускного сезона, полагает Романов.

Новой жизнью ChatGPT может стать его интеграция с другими сложными системами и внедрение их в промышленную эксплуатацию, например, в нефтегазовой или угледобывающей промышленности, работах на подводных шельфах и других экстремальных и опасных отраслях, считает он. По словам Свешникова, новый всплеск популярности сервиса может случиться после публичного выхода ChatGPT 4, который умеет понимать и интерпретировать не только текст, но и изображения.