Доля пиратов в российской игровой индустрии достигла 70%

Упущенная прибыль ушедших из России зарубежных студий могла достичь в 2022 году 30 млрд рублей
Россия возвращается в 90-е гг.: резко подскочил уровень пиратства в компьютерных играх после ухода с рынка западных студий/ Александр Гальперин / РИА Новости

Из-за ухода крупных международных издателей с российского рынка геймеры стали активно пользоваться пиратскими версиями игр. В 2022 г. две трети (69%) российских пользователей играли хотя бы в одну пиратскую копию, а 51% игроков стали пиратить чаще, чем делали это в 2021 г. Такие результаты приводит в своем исследовании онлайн-школа разработки игр XYZ School (входит в образовательную компанию Ultimate Education). С результатом опроса ознакомились «Ведомости».

Опрос проводился в июне 2023 г., в нем приняло участие 1500 геймеров из всех регионов России. В исследовании учитывались все нелицензионные форматы игр, однако большая часть из них приходится на игры, скачанные с торрент-трекеров, пояснила операционный директор XYZ School Эмма Юсова.

Почти треть (27%) опрошенных использовали до трех пиратских копий ПК-игр за год, а 20% – больше 10 пиратских копий. Категорически против такой практики выступил 31% опрошенных, следует из исследования XYZ School. Параллельно с пиратством геймеры продолжили покупать лицензионные версии доступных видеоигр и только 7% опрошенных в принципе не покупали новые игры никаким способом, подсчитали в XYZ School.

В 2022 г. доля пиратского контента выросла в несколько раз, подтверждают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Рост пиратства вызван прежде всего уходом из России крупных корпораций, в числе которых Sony, Microsoft и Nintendo, и невозможностью использовать российские карты для оплаты покупок в международных магазинах, включая Steam, GOG и т. п., напоминает независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко.

«Игроки привыкли покупать игры в Steam в один клик, а теперь, чтобы купить игру, надо произвести столько же действий, как и при скачивании пиратской версии, поэтому все выбирают экономить», – согласился с ним сооснователь Watt Studio Егор Томский. Рост пиратства вызван и тем, что люди начали экономить на развлечениях, в том числе видеоиграх, из-за непростой экономической ситуации, считает Кузьменко.

Помимо того, из России ушли крупнейшие игровые студии, закрыв пользователям доступ к контенту. В первую очередь речь идет об Electronic Arts, Microsoft, RockStar Games и Activision.

Частично проблему может решить VK Play, но пока он сильно уступает зарубежным магазинам по функционалу и наполнению, замечает руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников. Кроме того, многим геймерам нравится коллекционировать игры в одном месте, заметил он.

Представитель VK Play сообщил, что за период с декабря 2022 г. по конец I квартала 2023 г. количество зарегистрированных на платформе пользователей выросло с 12 млн до 16,5 млн человек. По его словам, каждые полгода платформа фиксирует рост количества пользователей в 1,5 раза.

Достать пиратскую игру в данный момент проще всего с торрентов, а на физических носителях они практически полностью исчезли вместе с сектором нелегальных дисков более 10 лет назад, заметил Кузьменко. Чаще всего россияне пиратят дорогие ААА-игры, так как в этом случае сталкиваются не только с техническими ограничениями на покупку, но и с необходимостью заплатить за игру 2500–3000 руб., сказал сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. Наиболее популярные у пиратов игры – Baldur’s Gate 3 и Atomic Heart – регулярно находятся в чартах загрузки торрентов, знает Сахнов. Также россияне часто скачивают и старые игры, в числе которых «Ведьмак 3», Mass Effect, Sid Meier’s Civilization VI, перечислил он.

В 2021 г., по данным разработчика и паблишера My.Games, совокупный объем российского рынка видеоигр достиг 177,4 млрд руб. За 2022 г. аналогичного исследования не проводилось. 48% от этой суммы, или 85 млрд руб., пришлось на игры для ПК.

В 2022 г. в игры играло 88 млн россиян, говорилось в исследовании Аналитического центра НАФИ и Организации развития видеоигровой индустрии. Однако исследование охватывало все возможные типы устройств, включая смартфоны, планшеты и консоли. По данным Mediascope (исследование проводилось в 2022 г., в опросе приняло участие 30 000 человек), 70% населения России в возрасте от 12 до 64 лет хотя бы иногда играют в игры на каком-либо носителе, а 33% населения играют на ПК.

Если отсеять разовые случайные сессии, можно говорить о 40–50 млн геймеров в России, считает Сахнов. До 40% от этого числа, т. е. около 20 млн человек, приходится на ПК-сегмент, знает он. При этом средняя цена ПК-продукта в Steam варьируется от 300 руб. за простые инди-игры до 3000 руб. за ААА-продукт. Если предположить, что каждый геймер покупает хотя бы одну игру в месяц, то максимальная оценка недополученной прибыли будет на уровне 30 млрд руб., считает Сахнов. Но это максимально возможный показатель потерь, заметил он.

Совокупный ущерб зарубежных компаний от невозможности выпустить и продать свои проекты в России может составлять до $200–300 млн (от 18 млрд до 27 млрд руб.), соглашается с ним Кузьменко. По оценке Овчинникова, показатель ниже – на уровне 15 млрд руб.

Точно оценить совокупный ущерб зарубежных студий от ухода из России сложно, но он исчисляется в «десятках миллиардов рублей», подтверждает владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев.

По его прогнозу, доля пиратов будет стремиться к 80–85% от общего числа геймеров. «Самая большая опасность в том, что это станет частью культуры нового поколения геймеров, так как пиратство будет акцептовано как «легальное» и будет институционализировано обществом», – рассуждает эксперт. В России пиратство всегда будет на достаточно высоком уровне, так как оно, по сути, никак не пресекается и не осуждается обществом, сказал Томский.

Кузьменко допускает, что если позиция международных издательств не поменяется радикально, то рынок откатится к состоянию 20-летней давности, когда 95% всех игр были исключительно пиратскими. Масштаб пиратства однозначно будет расти, его предел зависит от того, насколько долго продлятся ограничения на покупки, соглашается с ними Сахнов. «Некоторые международные издатели постепенно отказываются от политики запрета своих игр в России, но это пока не массовое явление», – заметил он.

Представитель Ассоциации профессионалов оперирования и разработки игр отказался от комментариев.