Минпромторг оставил иностранную электронику в перечне товаров параллельного импорта

Исключить из списка технику Acer, Asus и других брендов просили российские производители
Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг подготовил обновленную версию перечня товаров, которые можно ввозить в Россию по параллельному импорту. Как следует из приказа, подписанного первым замминистра Василием Осьмаковым, ведомство не учло предложение российских производителей электроники, которые выступали за ограничение параллельного ввоза иностранной техники в страну. В перечне осталась продукция Acer, Asus, IBM, Dell, HP и других вендоров. Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей», ее подлинность подтвердили два источника в компаниях на рынке электроники и один собеседник в профильной ассоциации.

Представитель Минпромторга пояснил «Ведомостям», что «с учетом поступивших предложений от производителей и заказчиков» идет анализ того, нужно ли исключать из перечня параллельного импорта «серверы и системы хранения данных (СХД)». Такое решение «может быть принято на основании обоснованных предложений по конкретным брендам», если они подтверждены данными «производства аналогичных отечественных товаров», пояснил он. «Одновременно отметим, что такие данные от производителей в Минпромторг не поступали», – отметил собеседник.

О том, что Минпромторг утвердил обновленную версию перечня, в конце июля Осьмаков заявил в разговоре с «РИА Новости» на полях форума «Россия – Африка». Он обещал, что в ближайшее время приказ будет направлен в Минюст. Осьмаков тогда добавил, что это не финальный вид перечня, работа над ним продолжается и очередная версия может появиться уже через 2–3 месяца.

Параллельный импорт предполагает ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя или производителя. В РФ эта мера начала действовать 29 марта 2022 г. в ответ на западные санкции. В сентябре механизм был продлен на 2023 г.

В список продукции для ввоза по параллельному импорту помимо брендов электроники входят производители автомобилей (Porsche, Jaguar, Rolls-Royce и др.), алкоголя, одежды, мебели, спортинвентаря и др. К концу 2022 г. объем параллельного импорта превысил $20 млрд, говорил руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин. По его словам, всего ввезли 2,4 млн т товаров, в основном автомобили, станки и оборудование.

В начале июня 2023 г. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что Минпромторг рассматривает возможность ограничения параллельного импорта в Россию продукции более 20 зарубежных производителей вычислительной техники и что нормативный акт уже подготовлен. С предложением исключить из параллельного импорта технику HPE, Acer, Asus, PureStorage, Basler, MSI, Delta Electronics, Palit, Palo Alto, Quanta и Schnider Electric в Минпромторг обратилась АНО «Консорциум «Вычислительная техника»» (АНО ВТ; объединяет Yadro, «Аквариус», Kraftway и др.), писал «Коммерсантъ».

В Минэкономики, уточнял один из собеседников газеты, рассматривался более обширный список: IBM, Dell, NetApp, Pure Storage, Fusitsu, HP, xFussion, Inspur, Cisco, Hitachi, Arista, Delta Electronics, Oracle, Quanta Supermicro.

Но, как следует из обновленной версии документа, эти бренды остались в перечне. Кроме того, в нем по-прежнему значатся товары таких производителей, как Apple, Samsung, Intel, Gigabyte, BenQ, ARM и др.

«Ведомости» направили запрос в Минцифры и Минэкономразвития.

$20 млрд

превысил объем параллельного импорта за период с мая 2022 г., когда такой ввоз был разрешен, по декабрь 2022 г., по данным ФТС

Генеральный директор АНО ВТ Светлана Легостаева сообщила «Ведомостям», что организация по-прежнему поддерживает идею сокращения иностранной вычислительной техники, поставляемой по параллельному импорту. Но АНО предлагает пересмотреть механизм и считает более эффективным не сокращать число брендов, а ограничить поставки конкретных видов иностранной техники, добавила она. По мнению участников АНО ВТ, целесообразно было бы ограничить параллельный импорт низкопроизводительных однопроцессорных и двухпроцессорных серверов, а также серверов хранения данных, продолжила Легостаева.

«Речь идет о простейшем оборудовании, которое уже не первый год успешно производят отечественные компании в должном объеме и которое нет необходимости замещать иностранными аналогами», – добавила она. Как уточнила Легостаева, запрещать параллельный импорт высокопроизводительных четырехпроцессорных и блейд-серверов, высокопроизводительных программно-аппаратных комплексов и СХД преждевременно.

В новой редакции приказа Минпромторга предлагается прямо указать, что импорт продукции из перечня без согласия правообладателя не является нарушением прав на эти результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и, следовательно, не влечет применение мер ответственности, замечает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. С учетом того что предлагаемая мера полностью легализует ввоз продукции из перечня, не исключены злоупотребления недобросовестных лиц, которые будут пытаться в общем потоке провезти неоригинальные товары в обход процедур правомерного ввоза, считает юрист. Правообладателям, в свою очередь, будет сложнее отслеживать нарушения, добавил Учитель.

Часть опрошенных «Ведомостями» экспертов поддерживает решение Минпромторга оставить в перечне зарубежных производителей, считая, что российская техника в данный момент не способна полностью удовлетворить потребности рынка. Пока отечественные производители не могут создавать конкурирующие по надежности и производительности решения, важно сохранить возможность использования современной техники, рассуждает замдиректора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники Руслан Пермяков. По его мнению, Минпромторг пойдет на исключение техники иностранных брендов из параллельного импорта, только если российские производители смогут приблизиться к конкурентам по основным эксплуатационным показателям. Но если речь идет о технике с российским процессором и памятью, то это вряд ли произойдет в ближайшие пять лет, добавил он.

Российские производители и работающие официально зарубежные вендоры уже вполне способны закрыть ряд секторов, например, такие как ноутбуки, смартфоны и ряд других, сказал управляющий партнёр ГК «F+ tech-Марвел» Алексей Мельников. По его словам, пересмотр перечня повысит собираемость налогов, которые сейчас платятся в странах, участвующих в параллельном импорте, а также даст толчок локализации производств в России.

В России пока нет возможности предлагать все товары, на которые есть спрос, только за счет локального производства, говорит представитель РАТЭК (входят «М.видео-Эльдорадо», «Ситилинк», Huawei и дру.) Антон Гуськов. По его словам, у российских производителей нет достаточных мощностей и объемов производства, кроме того, вопросы вызывает цена отечественной электроники. По мнению эксперта, этот вопрос требует более тщательной проработки и обсуждения с участниками потребительского рынка, в том числе с представителями розничной торговли.

«Можно вводить запреты, но в результате окажется, что ритейлерам нечем торговать, – предупреждает Гуськов. – Российским производителям помогут не запреты, а здоровая конкуренция, а также помощь и субсидии со стороны рынка и государства».