На запуск серийного производства беспилотников в России потратят почти 270 млрд рублей

Для интеграции дронов в единое воздушное пространство до 2030 года нужно принять 27 решений
Самым капиталоемким мероприятием проекта станет разработка новых типов беспилотников и их комплектующих/ Вадим Савицкий / ТАСС

Запуск в России серийного производства беспилотников и их компонентов потребует инвестиций в размере 267 млрд руб. до 2030 г. Это следует из паспорта федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем (БАС) и комплектующих», подготовленного Минпромторгом. Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердили два собеседника в компаниях – разработчиках БПЛА. Минпромторг планирует, что 215 млрд руб. выделит федеральный бюджет, 16 млрд – регионы, а оставшиеся 36,2 млрд составят внебюджетные источники.

Средства должны пойти на создание новых типов БАС, сети научно-производственных центров (НПЦ) в регионах, которые будут обеспечивать полный цикл от разработки до сертификации и серийного производства дронов, а также их интеграцию в единое воздушное пространство и проч.

Самым капиталоемким мероприятием проекта станет разработка новых типов беспилотников и их комплектующих, на которое бюджет даст 125,7 млрд руб. Согласно документу, к 2030 г. должно появиться не менее 59 таких типов. Суммарное количество произведенных российских БАС с 2024 по 2030 г. должно вырасти почти в 3 раза – c 11 700 до 32 500.

Скорее всего, 59 единиц новых типов беспилотников и их комплектующих появились в результате инициативных предложений от отрасли, определивших список наиболее востребованных типов беспилотников, которые были взяты в план работ, предполагает эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин. Например, есть беспилотники самолетного и вертолетного типов, говорит он. Можно ранжировать дроны по габаритам и каждый считать за отдельный тип или ввести различия в зависимости от вида взлета, рассуждает гендиректор компании «Курсир» Виталий Муниров. Каких-то новшеств тут не предвидится и эти типы вряд ли будут фундаментально отличаться друг от друга, считает гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов.

В ближайшие семь лет будут востребованы беспилотники, предназначенные для мониторинга и воздушных съемок, агродроны, а чуть позже – дроны для грузоперевозок и доставки, а также аэротакси, перечисляет Данилов. Востребованы будут как беспилотники самолетного типа, так и вертолетного, а также мультироторные, допускает он.

В России должна появиться сеть аккредитованных Росавиацией НПЦ для разработки и выпуска дронов в регионах, говорится в паспорте федерального проекта. В качестве опорного центра выбран индустриальный парк «Руднево» в Москве, а всего к 2030 г. в стране запустятся 48 центров. На эти цели в федеральном проекте заложено 67,2 млрд руб. В Росавиации не ответили на запрос «Ведомостей».

Предварительный перечень из 59 типов БАС и комплектующих был сформирован исходя из потребностей отрасли, пояснил «Ведомостям» представитель Минпромторга. 27 новых решений для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство, по его словам, стыкуются с концепцией такой интеграции, утвержденной распоряжением правительства в ноябре 2021 г. Перечень субъектов, в которых будут создаваться НПЦ, финализируется по результатам утверждения нацпроекта в целом, добавил собеседник.

Заявки на создание НПЦ в 2024–2025 гг. подали 18 регионов России, сообщала пресс-служба Национальной технологической инициативы (НТИ) по итогам образовательного интенсива «Архипелаг-2023» 7 августа. Среди них – Санкт-Петербург, Севастополь, Нижегородская, Тульская, Рязанская, Томская, Самарская, Сахалинская, Воронежская области, Татарстан и Башкирия.

В частности, Сахалин планирует ориентировать центр на разработку и создание образовательных дронов, водородных ячеек, а также разработку технологий ИИ. Башкирия делает акцент на разработке автономных беспилотников, ПО для дронов, а также композитных материалов. Новосибирская область сфокусируется на разработке и создании средних и тяжелых БПЛА грузоподъемностью до 1000 кг в широком диапазоне скоростей от 20 до 350 км/ч.

На «Архипелаге-2023» также было объявлено о создании НПЦ в Самарской области. Он должен начать работу в конце августа. Центр будет заниматься общей координацией деятельности кластера БАС, отвечать за проведение научных исследований, разработку и адаптацию технологий, серийное производство БПЛА и их структурных элементов: электродвигателей, драйверов управления, винтов, корпусных изделий и авионики.

Кроме того, для полноценного функционирования отрасли к 2030 г. должны появиться минимум 27 новых решений для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство, указано в паспорте проекта. Это мероприятие оценивается в 17,2 млрд руб.

В этих 27 решениях речь идет и о «железе», и о софте, поясняет Ряшин. Под «железом» подразумеваются системы связи, обмена данными, в том числе элементы инфраструктуры, т. е. дронопорты. Софт – это UTM-системы (Unmanned aircraft system traffic management), которые позволяют дронам автоматически получать разрешения и встраиваться в общее воздушное пространство, объясняет он.

Ключевые решения для интеграции дронов в единое воздушное пространство связаны с созданием технологий предупреждения конфликтов в воздухе, стандартизированными линиями контроля и управления, автономными полетами с применением ИИ, а также с организацией полетов большого числа дронов с помощью цифровых платформ, перечисляет заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков.

Но главная проблема в том, что требования к интеграции беспилотников на 2–3 года вперед не публикуются (как это происходит в других странах), что делает трудным сопровождение эксплуатирующихся машин и разработку новых, обращает внимание заместитель гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павел Плахотный. Достаточно сказать, что требования по транспондерам до сих пор не определены, указывает он. К тому же отрасль волнуют вопросы технической политики в части производства компонентов для БАС внутри страны.

Федеральный в национальном

Федеральный проект «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» – часть нацпроекта по развитию БАС, анонсированного президентом России Владимиром Путиным в декабре 2022 г. Нацпроект должен быть утвержден до сентября 2023 г. В нацпроект входят еще четыре федеральных проекта – «Кадры для БАС», «Перспективные технологии для БАС», «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Развитие инфраструктуры для БАС».

На первые семь лет запланированных в федеральном проекте средств достаточно, но для создания индустрии логистических крупных беспилотников со взлетной массой около 1 т этих сумм не хватит, полагает Муниров. По оценке председателя правления ГК «Геоскан» Алексея Семенова, экономический эффект от применения БАС при эффективном расходовании средств может превысить 1 трлн руб. Бюджетов всегда не хватает, соглашается Плахотный. В ряде регионов, к примеру, обсуждается вопрос привязки субсидии сельхозпроизводителя к объему обрабатываемых дронами полей, приводит пример он.

Важным пунктом федерального проекта должно стать выделение средств для решения задачи защиты от представляющих угрозу дронов, рекомендует Данилов. Причем речь здесь должна идти не только о точечной защите важных объектов, но и о разработке целой системы, позволяющей контролировать полеты в режиме онлайн, а при необходимости противодействовать беспилотникам-нарушителям. Средства противодействия «вражеским» дронам в воздухе – это отдельная и сложная задача, но подобные проекты, скорее, в ведении Минобороны, заключил Муниров.

Сами по себе бюджеты не очень большие, особенно в сравнении с США и Китаем, продолжает Плахотный. В отчете о рынке дронов за 2023 г., подготовленном Drone Industry Insights, оценивается, что к 2030 г. мировой рынок будет генерировать более $54,6 млрд по сравнению с $33,7 млрд в 2023 г. в результате среднегодового роста (CAGR) в 7,7%. В 2023 г. Китай станет крупнейшим рынком в индустрии дронов, за ним последуют США и Япония, прогнозируется в обзоре.