Госфинансирование технологий LTE и 5G могут сократить на 35%

Для устойчивой работы сетей нужна финансовая поддержка, считают эксперты
В то время как государство снижает финансирование LTE и 5G, затраты на проект из внебюджетных источников вырастут на 8,3%/ Максим Стулов / Ведомости

Бюджетное финансирование разработок отечественного оборудования для сетей LTE и 5G в 2024–2025 гг. может сократиться на треть – с почти 24 млрд руб. (в первой версии документа) до 15,5 млрд руб. Такие показатели указаны в новой версии дорожной карты «Современные и перспективные сети мобильной связи до 2030 г.». Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердили два источника – в профильной телекомассоциации и производителе оборудования. Запланированный бюджет на реализацию проекта, согласно дорожной карте, также снизится в ближайшие два года на 16,5% до 48,7 млрд руб. При этом внебюджетное финансирование вырастет на 8,3% до 38,8 млрд руб., указано в документе.

Эта дорожная карта разрабатывалась правительством по поручению президента с 2022 г. В декабре прошлого года была подготовлена первая версия документа, в ней было указано, что российское телекомоборудование должно вводиться в промышленную эксплуатацию в 2025 г., а с 2028 г. можно будет использовать только российские станции. С начала 2023 г. документ дорабатывался. В частности, в июле премьер Михаил Мишустин подписал постановление о дополнительном выделении 3,5 млрд руб. на разработку базовых станций мобильной связи. Версия документа, с которой ознакомились «Ведомости», датирована 29 августа этого года. Финальная версия дорожной карты должна быть утверждена правительством в середине сентября, уточнил один из собеседников «Ведомостей».

Решение о выделении бюджетных средств и их объеме в рамках дорожной карты «Современные и перспективные сети мобильной связи» на период до 2030 г. принимает правительство, сообщил представитель Минцифры. «Оно ориентируется в том числе на потребности компаний в допфинансировании для достижения ими показателей, заложенных в дорожную карту. Внесение изменений в дорожную карту – не нововведение, это плановая процедура», – подчеркнул он. При этом все цели, поставленные правительством перед бизнесом в рамках обсуждаемого проекта дорожной карты, сохраняются, добавил представитель ведомства. «Ведомости» направили запрос в правительство.

«В настоящее время ведется плановая ежегодная актуализация дорожной карты, вносятся необходимые уточнения. Детальные комментарии до утверждения обновленной редакции карты считаем преждевременными», – заявил представитель «Ростелекома» (через принадлежащий оператору фонд «Коммит кэпитал» владеет контрольным пакетом в производителе телекомоборудования для сетей 2G и 4G «Булат»). «Дорожная карта – гибкий инструмент, при актуализации финансирования мы готовы оперативно учитывать такие изменения», – добавил представитель «Ростеха» («дочка» госкорпорации – компания «Спектр» будет производить телекомоборудование для сетей 4G и 5G). Дополнительные комментарии представитель госкорпорации счел преждевременными.

Андрей Белоусов
первый вице-премьер

По поручению президента России правительство заключило с крупнейшими компаниями страны 10 соглашений по развитию высокотехнологичных направлений, суть которых состоит в создании конкретных промышленных продуктов и образцов, готовых к тиражированию и серийному производству. По каждому соглашению разработаны детальные дорожные карты <...>. К реализации мероприятий дорожных карт подключено более 100 компаний.

НИИ радио должен отвечать, согласно этому проекту дорожной карты, за развитие 6G, уточнил гендиректор института, экс-замминистра связи Олег Иванов. Но пока бизнес не готов инвестировать в перспективные технологии этого уровня, эти разработки финансируются полностью из бюджета, добавил он. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что финансирование исследований в области 6G осуществляется за счет государств, как, например, в Китае, правительство которого планирует инвестировать в разработки технологии 6G порядка $6 млрд в год, Финляндия уже выделила $250 млн, Южная Корея – $12 млрд, Япония – $10 млрд, перечисляет он. 

Представители других участников дорожной карты – «КНС-групп» (входит в «ИКС-холдинг») и «Сколтеха» – воздержались от комментариев. Представители «Иртеи» и НТЦ «Протей» не ответили на запросы «Ведомостей».

Кто в ответе

Дорожная карта разработана Минцифры совместно с «Ростелекомом», «Ростехом» и «КНС групп». Ответственный за ее разработку – замминистра цифрового развития Андрей Заренин.

Речь идет о серьезном сокращении бюджетного финансирования на создание отечественного телекомоборудования, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Отечественные базовые станции, скорее всего, будут дороже импортных аналогов ввиду ограниченности рынка сбыта, что потребует от производителей дополнительных инвестиций. Если государство не будет поддерживать операторов с точки зрения компенсации разницы между отечественным оборудованием и импортным, то это может сказаться на потребителях. Как следствие, стоит ожидать того, что операторы вынуждены будут повышать цены», – предупреждает он. 

Михаил Мишустин
премьер-министр

Компаниям-операторам необходимо провести модернизацию сетей для увеличения пропускной способности и скорости передачи данных, обеспечить высокую устойчивость функционирования каналов связи и их защищенность от угроз кибератак и внешнего вмешательства. Соответствующие компетенции и технологии предстоит сформировать.

Сокращение бюджетного финансирования может сказаться на сроках внедрения отечественного телекомоборудования, говорит управляющий партнер «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Вероятнее всего, финансовая нагрузка ляжет по большей части на самих производителей телекомоборудования и их заказчиков – операторов связи, допускает он. Капиталоемким мероприятием дорожной карты по развитию современных сетей связи, скорее всего, станет организация серийного производства базовых станций. У зарубежных вендоров уже была отлажена логистика и построены заводы для масштабного производства и внедрения, а инвестиции были поступательными, тогда как отечественным компаниям придется многое организовать с нуля, отмечает аналитик.

Если телекомоборудование не появится к 2025 г., то связь будет ухудшаться, полагает Кусков. Средняя скорость мобильного интернета в регионах России уже по замерам через приложение Megabitus в феврале 2023 г. сократилась на 7%, говорилось в исследовании Telecom Daily. При этом трафик растет год от года на 25–30%, указывает аналитик. Для устойчивой работы сетей нужна финансовая поддержка правительства и Минцифры, обращает внимание он.