Для тестирования беспилотников в подмосковном небе выделяют коридор

Для дронов планируют выделить маршрут из «Руднево» до аэродрома «Волосово»
Евгений Разумный / Ведомости

Для испытательных полетов беспилотников могут открыть зону протяженностью 87 км между летно-испытательным комплексом в московском индустриальном парке «Руднево» и подмосковным аэродромом «Волосово». Вопрос создания такой зоны правительство Москвы обсуждает с Госкорпорацией по организации воздушного движения (ОРВД). Об этом рассказал источник «Ведомостей» в компании на рынке беспилотников. Информацию о запуске воздушного коридора подтвердил собеседник в компании – производителе беспилотников. Коридор может заработать уже в 2024 г.

В самом «Руднево» будут испытывать беспилотные авиационные системы (БАС) массой до 30 кг, а тяжелые и сверхтяжелые дроны будут запускать на сторонних полигонах, знает источник «Ведомостей» в компании на рынке беспилотников. Для этих целей Федеральный центр БАС, расположенный в «Руднево», уже подписал четыре соглашения с аэродромами, в числе которых «Волосово». «Ведомости» направили запросы в правительство Москвы и Госкорпорацию по ОРВД.

«Руднево» – часть региональной сети аккредитованных Росавиацией научно-производственных центров (НПЦ), которые будут обеспечивать полный цикл – от разработки до сертификации и серийного производства дронов, а также их интеграцию в единое воздушное пространство. Он был выбран в качестве опорного центра и запущен в марте 2023 г. на базе одноименного индустриального парка. Всего к 2030 г. в стране запустится 48 центров. На эти цели в подготовленном Минпромторгом федеральном проекте «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих» в рамках национального проекта по развитию БАС заложено 67,2 млрд руб., писали «Ведомости» в августе.

На проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг-2023» в августе 2023 г. также было объявлено о создании первого регионального НПЦ – в Самарской области. Центр будет заниматься общей координацией деятельности кластера БАС, отвечать за проведение научных исследований, разработку и адаптацию технологий, серийное производство БПЛА и их структурных элементов: электродвигателей, драйверов управления, винтов, корпусных изделий и авионики. В 2024–2025 гг. центры должны также появиться в Санкт-Петербурге, Башкортостане, Севастополе, Татарстане, Новосибирской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Томской и Сахалинской областях.

Сейчас в большинстве регионов России действует запрет на запуск беспилотников, который региональные власти стали вводить еще в конце 2022 г. С 1 марта 2024 г. для гражданских беспилотников будут действовать упрощенные процедуры организации полетов. Так, запускать беспилотники весом до 30 кг можно будет без предварительных уведомлений и планов полета над населенными пунктами на высоте до 150 м от земли или водоема в светлое время суток. При этом беспилотник должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных для полетов зон. Коридоры для полетов определяет Минтранс по представлению региональных и местных властей.

Для тяжелых беспилотников наличие аэродрома для испытательных полетов обязательно, не случайно все авиазаводы имеют у себя аэродром для испытаний и сдачи серийных машин, отмечает заместитель гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павел Плахотный. Площадь полетной зоны зависит от типа испытываемых беспилотников и их размеров, продолжает он: для тяжелых беспилотников самолетного типа требуется несколько квадратных километров. Тогда как зона аэродрома «Волосово» не очень большая – со взлетно-посадочной полосой 494 х 50 м, отмечает он.

Запрашивать построение воздушных коридоров именно сейчас, пока действуют временные запреты, абсолютно правильное решение, поскольку позволит минимизировать риски, полагает генеральный директор компании «Флай дрон» (участник рынка НТИ «Аэронет») Никита Данилов. При этом, скорее всего, тестироваться в обозначенном коридоре будут как беспилотники с максимальной взлетной массой до 30 кг, так и свыше 30 кг, допускает он. Ведь одним из базовых резидентов «Руднево» является «Аэромакс», производящий тяжелые дроны, напоминает он.

Самое полезное и перспективное, что можно будет сделать на этом участке, – создать и отладить логиcтический коридор, т. е. проводить тесты средних и тяжелых беспилотников, которые смогут возить грузы, считает гендиректор компании «Курсир» Виталий Муниров. В перспективе это может перерасти в тесты технологии аэротакси, рассуждает он. Муниров допускает, что коридор может заработать в 2024 г.

В пределах Москвы (и в «Руднево») необходима площадка для проведения испытаний легких БАС и низколетящих БАС (в частности, для сельхозопераций), указывает эксперт «Национальной технологической инициативы», генеральный директор компании «Агримакс. Аэро» Максим Чижов. Организация такой площадки при рациональном подходе не несет угрозы для периметра безопасности и не создает новых угроз для внешнего окружения такой зоны для испытаний, отмечает он.

Для организации воздушного коридора может понадобиться особый режим, например в формате экспериментально-правового режима (ЭПР), допускает Муниров. Для безопасной организации полетов в коридоре его надо сделать прозрачным – оснастить наземной системой наблюдения за беспилотными воздушными судами (БВС), обращает внимание Данилов. Скорее всего, коридор будет функционировать через согласование полетов с Госкорпорацией по ОРВД, т. е. воздушное пространство будет выделено, но полеты в нем необходимо будет заявлять в уведомительном порядке, указывает он.

С учетом изменений федеральных правил с 1 марта 2024 г. потребуется учесть схемы вылета и прилета пилотируемых воздушных судов на аэродромы, обеспечить безопасные интервалы эшелонирования и устойчивую радиосвязь на протяжении всего полета как с органами обслуживания воздушного движения, так и с самим БВС, а также ряд согласований с администрациями населенных пунктов, над которыми предполагается полет, перечисляет заместитель генерального директора по развитию «Авиателекоминвеста» Андрей Потемкин. Для полетов БВС с максимальной взлетной массой более 30 кг нужно еще предусмотреть ряд разрешительных документов, включая сертификат типа, сертификат летной годности, свидетельство внешнего пилота и т. д., так как на территории Москвы и Московской области нет введенного экспериментального правового режима, обращает он внимание.

Учитывая государственные приоритеты в использовании воздушного пространства, выполнение нерегулярных полетов БАС потребует значительных усилий с точки зрения координации всех процессов, минимизации воздушных и наземных рисков, указывает Потемкин. «Волосово» подходит для испытаний беспилотников самолетного и вертолетного типов, но для полетов на небольшие расстояния, продолжает Плахотный. Правила, которые начнут работу с марта следующего года, касаются полетов без предварительного уведомления для беспилотников массой до 30 кг в зонах прямой видимости внешнего пилота. Коридор «Руднево» – «Волосово» в любом случае потребует получения разрешения на полет для тяжелых беспилотников, так как там много населенных пунктов, сам полет по всему коридору будет явно вне прямой видимости внешнего пилота и кроме этого недалеко находится аэропорт «Домодедово».

Согласование коридора и ЭПР для полетов тяжелых БВС в Москве и Подмосковье очень сложная задача, соглашается заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков. С учетом регулярных атак на столицу с использованием беспилотников, введения ограничений на полеты воздушных судов в районе аэропортов (при этой команде в соответствующем районе все воздушные суда, кроме истребителей-перехватчиков и поисково-спасательных судов, должны немедленно совершить посадку или выйти из района) целесообразно подобрать участок, где риски будут меньше, считает он.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс и Росавиацию.