Рынок биллинговых систем увеличится втрое к 2030 году

Рост обеспечат появление новых пользователей софта и увеличение количества услуг
Максим Стулов / Ведомости

После двукратного падения в 2022 г. российский рынок биллинговых систем в ближайшие семь лет вырастет более чем в 3 раза – с 4,7 млрд до 14,4 млрд руб. Среднегодовой темп роста до 2030 г. составит 22,4%, прогнозируют аналитики Strategy Partners. С результатами исследования компании, посвященного IT-рынку, ознакомились «Ведомости».

Биллинговые системы – это софт, позволяющий рассчитывать тарификацию, выставлять счета за использование услуг, фиксировать информацию об остатке на счете пользователя. Биллинг позволяет в автоматизированном режиме выставлять клиенту счет за те услуги, которые ему были оказаны, поясняет директор санкт-петербургского филиала «Атомдаты» Илья Рогов. Традиционно одними из ключевых пользователей биллинговых систем были и остаются компании телекоммуникационного сектора, многие из них сейчас развивают направления, связанные с облачными сервисами, отмечает партнер, лидер практики технологического консультирования компании ДРТ (бывшая Deloitte) Тимофей Хорошев.

В исследовании Strategy Partners учитывался спрос на биллинговые системы операторов связи, хостинга, облачных провайдеров, банков и финансовых организаций и на биллинг для электронной коммерции, уточнил руководитель проектов практики «Машиностроение и технологии» компании Александр Михайлов. Сегодня рынок таких систем в России представлен большим количеством как самописных инхаус-решений, так и узких нишевых решений, объясняет он. Совокупно они составляют около 85–90% рынка как в российской, так и в международной практике, добавляет Михайлов.

В России операторы связи традиционно старались купить производителя биллинга, отмечает владелец венчурного фонда Typhoon Digital Development Олег Братишко. В частности, «Мегафон» купил «Петер-сервис», а Tele2 – «Беркут», в МТС была своя разработка, перечисляет он. Самая непростая ситуация с «Билайном», так как у них был биллинг американо-израильской Amdocs, с которым возникли проблемы после начала СВО, говорит Братишко. Оператор выкупил решение в текущем состоянии и сейчас совместно с интегратором Bell «своими силами» пытается его поддерживать, знает эксперт.

Представитель «Мегафона» сообщил, что биллинговая система оператора разработана в партнерстве с российским поставщиком IT-решений Nexign и основана на современных технологиях, в том числе open-source. Представители Tele2 и «Билайна» отказались от комментариев.

Автоматизированные банковские системы (АБС), являющиеся центральными IT-системами банков и осуществляющие учетные и расчетные функции, почти полностью представлены российским прикладным софтом, но в 99% эти решения используют в качестве базы Oracle, отметил финтехэксперт, автор телеграм-канала Cardreview Андрей Чирков. Крупнейшие поставщики АБС – это ЦФТ, «Диасофт», R-Style, «Форс», «Инверсия», перечисляет он. «Попытки внедрения иностранных АБС крупнейшими банками были, – говорит Чирков. – Но все они закончились либо получением исходных кодов, на базе которых банки стали вести собственную разработку, либо переходом на отечественные решения еще до начала СВО».

«Ведомости» направили запрос в «Почта банк», «Сбер», ВТБ и Альфа-банк.

В прошлом году спрос на биллинг сместился в сторону open-source решений, а отечественные вендоры увеличили долю рынка с 42% в 2022 г. до 59% в 2023 г., отмечают авторы исследования. В дальнейшем рынок будет расти почти на четверть ежегодно за счет роста числа пользователей в целевых сегментах и инфляции стоимости лицензий, а также за счет импортозамещения, объяснил Михайлов. Рост обеспечат новые пользователи биллинговых решений и увеличение количества услуг, оказываемых их клиентам, а также индексация тарифов, согласен с ним партнер департамента финансового консультирования компании ДРТ Антон Шульга.

Рост стоимости IT-оборудования будет увеличивать число потенциальных потребителей облачных услуг, которые будут стремиться оптимизировать затраты на IT-инфраструктуру, а также снизить капитальные затраты в пользу операционных, подтверждает Хорошев из ДРТ. Это обеспечит рост пользователей центров обработки данных (ЦОД) и, соответственно, потребность ЦОДов в биллинге.

По мнению генерального директора «Комфортела» (оператор ЦОДов) Дмитрия Петрова, рост рынка биллинга будет, в первую очередь, обеспечивать развитие отечественной облачной инфраструктуры: «На это оказывают влияние внешние факторы – полтора года назад компании начали переводить свои данные из зарубежных облаков в отечественные». Также рост обуславливается глобальной цифровизацией, так как сейчас почти все сферы жизни завязаны на использовании цифровых платформ, добавляет Петров.

ЦОДам биллинг нужен для того, чтобы вести учет услуг, потребляемых клиентами: услуги виртуальных машин, различные вычислительные услуги, облачные сервисы и «даже услугу аренды места под размещение своих серверов нужно тарифицировать», перечисляет Петров. Сейчас в ЦОДах среди прочих используются такие биллинговые системы, как Onyma (разработчик «Стек софт»), BillManager (разработчик ISP Systems, входит в контур ГК «Астра»), а также самописные системы, так как некоторые ЦОДы самостоятельно разрабатывают софт под свои нужды, рассказывает Рогов из «Атомдаты».

Директор по маркетингу ГК «Астра» Александр Гутин не стал комментировать детально цифры отчета Strategy. «Мы не знаем механики расчетов», пояснил он, но добавил, что парк IT-решений будет не только обновляться, но и нарастать, потребление IТ-сервисов, в том числе техподдержки, также будет увеличиваться.

Цодовский биллинг довольно специфичен, добавил Рогов. По его словам, это связано с тем, что у центров могут быть разные модели предоставления услуг и разные временные интервалы, на которые они предоставляются, а тарификация внутри каждой услуги может быть довольно сложной. Это позволяет операторам ЦОДов конкурировать между собой, предлагая клиентам наиболее удобные и выгодные модели сервиса, добавляет эксперт.

Популярность набирает и концепция, при которой оплачивается только реально используемая мощность, и для ее реализации необходима возможность персональной настройки конфигурации оборудования, говорит Хорошев.