Мощность российских дата-центров выросла более чем на 20% в 2023 году

Это объясняют переносом в Россию данных из зарубежных облачных сервисов
Максим Стулов / Ведомости

Мощность отечественных центров обработки данных (ЦОД) в 2023 г. выросла на 21% до 70 300 стойко-мест. Почти треть рынка сейчас занимает «Ростелеком-ЦОД», который оперирует 21 408 стойками. В тройку лидеров входят IXcellerate и DataPro (чуть более 6000 стоек у каждой). Также заметными игроками рынка являются 3data, Selectel, МТС, «Росэнергоатом», Oxygen и ряд других компаний, в распоряжении каждой из которых более 1000 стоек. Такую статистику приводит iKS-Consulting.

В 2022 г. российский рынок услуг ЦОДов увеличился на 28,1% до 89,1 млрд руб., подсчитали аналитики iKS-Consulting. Он включает в себя сегменты cloud (облачные услуги), colocation (размещение клиентского оборудования в ЦОДах) и прочие сервисы. В структуре российского рынка ЦОДов 55% объема в денежном выражении приходится на cloud, 40% – на colocation, оставшиеся проценты делят между собой телеком и прочие сервисы. По прогнозам ведущего консультанта iKS-Consulting Станислава Мирина, в 2023 г. направление colocation в деньгах может вырасти на 20–22%, а cloud – на 30–40%.

Цифры iKS-Consulting соответствуют действительности, подтверждает выводы аналитиков основатель «Ди си квадрата» (занимается консалтингом строительства дата-центров) Александр Мартынюк. В последний год на рынке наблюдался рост цен на услуги за счет того, что стоимость комплектующих выросла как минимум на 10%, указывает он. Но в отличие от 2022 г. в 2023 г. наступила ясность с оборудованием для создания ЦОДов – например, появилась российская альтернатива некоторым продуктам. Впрочем, проблемы с вычислительным и сетевым оборудованием остаются, что частично тормозит заполнение дата-центров, указывает Мартынюк.

В целом существует два явных тренда: рост общего числа стоек и повышение стоимости, что приведет и к росту рынка в денежном выражении, полагает технический директор «Ростелеком-ЦОД» Алексей Забродин. «Цена не может оставаться на прежнем уровне, так как есть инфляция, рост затрат на строительство и оборудование. Кроме того, за последнее время произошла смена большинства поставщиков и производителей, что также привело к увеличению стоимости. В связи с этим рост рынка в деньгах превысит рост в стойках», – отмечает он.

Отчасти рост рынка в денежном выражении действительно произошел за счет роста цен, но не менее важную роль сыграло и увеличение спроса на услуги, отмечает директор по технологиям дата-центров Selectel Илья Михайлов. Комплектующие для серверного оборудования за 2022–2023 гг. значительно подорожали, по некоторым позициям компания фиксирует рост на 200%, подчеркивает он. «Инженерное оборудование, необходимое для поддержания работоспособности и отказоустойчивости ЦОДов (дизель-генераторные установки, источники бесперебойного питания, охлаждение и т. д.), за 2022–2023 гг. подорожало в среднем в 1,5 раза», – перечисляет Михайлов.

Цены на оборудование росли в 2023 г. на 30–50%, соглашается генеральный директор 3data Илья Хала. Поэтому некоторые игроки рынка вынуждены были повышать цены, но выручка 3data росла за счет реализуемых проектов, а не простого подъема цен, уверяет он.

До конца 2023 г. провайдеры дата-центров собираются ввести в эксплуатацию около 12 000 новых серверных стоек в России, отмечает руководитель направления продаж облачного провайдера Linx Анна Легочкина. Спрос есть, значит, будет и предложение, поэтому ЦОДы будут развиваться и строиться новые, несмотря на проблемы с поставками оборудования, считает она.

Разница в показателях роста рынка в деньгах и в стойках вполне объяснима, говорит гендиректор «Комфортела» Дмитрий Петров. По его словам, из-за экстренно возникшей необходимости отказаться от зарубежных облачных сервисов и услуг сформировался ажиотажный спрос в России, как следствие, выросли цены. Также на это повлияли уход части производителей и валютный курс, а подвисание проектов в 2022 г. компенсировалось ажиотажным ростом в 2023 г., отмечает топ-менеджер.

Множество компаний мигрировало от зарубежных поставщиков облачных услуг – в связи с понятными рисками и сложностями с оплатой – и с собственных площадок – в связи с усложнением процесса заказа и доставки оборудования, а также его обслуживания, продолжает Михайлов. Участники рынка пробуют новые стратегии и подходы, а также тестируют новые решения отечественных и азиатских производителей, добавляет Забродин.

Заказчики также начинают смотреть в сторону отечественных решений, продолжает технический директор «DатаРу» Алексей Коваленя. Хотя пока это не слишком распространено среди игроков отрасли, есть определенные предубеждения в отношении российского оборудования. Но уже в ближайшие год-два ситуация изменится: цены на отечественные продукты, взлетевшие в прошлом году, постепенно стабилизируются, а заказчики получают гарантии и техподдержку, полагает эксперт.

Сохранение роста российского рынка ЦОДов как в денежном выражении, так и в количестве стойко-мест связано в первую очередь с активной цифровизацией госсервисов и переходом многих компаний на российские аналоги программных продуктов, данные из которых приходится локализовывать в закрытом периметре предприятий, рассуждает генеральный директор C3 Solutions Дарья Алексанкина. Потребность в хранении большого объема информации также достигается за счет перехода отдельных отраслей в онлайн, например здравоохранения, растущего использования решений с ИИ в различных отраслях, перечисляет она.

О стабилизации рынка ЦОДов говорит кратный рост планируемых вводов вычислительных мощностей в 2023–2024 гг., который более чем в 2 раза превосходит темпы 2020–2022 гг., обращает внимание заместитель гендиректора по специальным проектам «Атомдаты» Видия Железнов. При этом существенные мощности вводят в столичном регионе, что позволит избежать их дефицита в среднесрочной перспективе, добавляет он.

​​ЦОДы – это инвестиционно емкие проекты, при этом кредитные средства на них выделяются на общих основаниях под высокие проценты, заметил директор по информационным технологиям Alias Group Юрий Лохин. «Отечественному рынку дата-центров не хватает стимулирующих программ и субсидирования, льготного финансирования или кредитования. Государство в первую очередь поддерживает компании, которые занимаются ПО, при этом в стороне остались организации, обеспечивающие инженерную IT-инфраструктуру», – заключил он.