Шведские власти запретили Ericsson поставлять оборудование в Россию

Покупатели не смогут получить базовые станции для сетей связи по заключенным до СВО контрактам
Максим Стулов / Ведомости

Правительство Швеции не разрешило компании Ericsson поставлять оборудование российским компаниям. Это следует из опубликованного в российской картотеке арбитражных дел решения суда по иску сотового оператора Tele2 (ООО «Т2 мобайл») к ООО «Сател ТВК», поставлявшему шведское телекомоборудование Ericsson (поступает через вендора – российское АО «Эрикссон корпорация АО»). Как указано в материалах дела, «из-за введенного юридического запрета шведская компания Ericsson AB, производитель, оказалась лишена возможности экспортировать свое оборудование в Российскую Федерацию, при этом Ericsson AB не вправе поставлять оборудование не только в адрес ООО «Сател ТВК», но и любому другому покупателю для поставки в РФ».

9 ноября 2022 г. Tele2 подала иск к Ericsson в Арбитражный суд Москвы с требованиями поставить оборудование по договору от 30 июля 2014 г., выплатить неустойку в размере 4,1 млн евро, а также взыскать астрент (неустойка за неисполнение судебного акта в части поставки оборудования).

Tele2 заключила договор с «Сател ТВК» на поставку оборудования и софта для базовых станций (БС) стандартов 2G, 3G и 4G от шведского вендора Ericsson. С мая 2021 г. по февраль 2022 г. оператор оформил 20 заказов на поставку оборудования, уточняется в мотивировочном решении суда. Из них пять заказов было исполнено с нарушением сроков, шесть заказов исполнено частично, а остальные девять не исполнены.

Tele2 планировала к 2023 г. установить 50 000 базовых 5G-ready станций Ericsson Radio System в 27 регионах России, включая Московскую и Ленинградскую области, говорилось в пресс-релизе шведской компании в мае 2021 г. Проект должен был позволить Tele2 повысить скорость передачи данных, подготовиться к запуску стандарта 5G. Из мотивировочной части решения следует, что Ericsson дважды (16 марта и 13 апреля 2022 г.) обращалась в шведскую инспекцию по стратегическим продуктам и просила разрешения выполнить обязательства перед российскими партнерами по договорам, заключенным до 26 февраля 2022 г. В июне 2022 г. инспекция разрешила производителю поставить софт и оказывать услуги техподдержки до 31 декабря 2022 г., но требования по поставкам оборудования оставались на рассмотрении. 11 мая 2023 г. она отказалась выдать запрошенное разрешение.

Проанализировав характер ограничений со стороны шведских властей, суд признал обязательства по поставке оборудования утратившими силу.

В связи с этим суд отказал Tele2 в требовании обязать передать оборудование, но взыскал неустойку за просрочку уже поставленного ранее с нарушением сроков. «На АО «Эрикссон корпорация АО» не лежит обязанность по поставке», – счел суд. Вендор также «не несет солидарную ответственность» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по поставке, указано в решении.

31 августа 2023 г. суд удовлетворил только одно из требований истца – о взыскании неустойки в размере 490 671 евро с «Сател ТВК», писали «Ведомости» со ссылкой на резолютивную часть решения. Остальные требования к «Сател ТВК» и все требования к Ericsson были оставлены без удовлетворения. В мотивировочной части решения, опубликованной 12 сентября, суд скорректировал сумму до 380 105 евро.

380 105 евро

согласно данным картотеки арбитражных дел, должна будет выплатить компания «Сател ТВК» в пользу оператора Tele2 из-за запрета шведских властей поставить оборудование Ericsson

«Нас не может не радовать тот факт, что суд встал на сторону Tele2, прецедент показывает, что просрочка в исполнении обязательств по контракту приводит к штрафным санкциям в отношении компании-нарушителя», – заявил «Ведомостям» представитель оператора. Он добавил, что компания оценивает возможность подачи апелляции.

В случае с оборудованием Ericsson товар нельзя было поставить независимо от желания или нежелания ответчиков осуществить поставку, объясняет выводы суда партнер практики коммерческих споров МЭФ Legal Римма Малинская: его просто не выпустила бы шведская таможня. Суд взвешенно оценил ситуацию и решил, что в конкретных фактических обстоятельствах поставить оборудование невозможно из-за объективных ограничений, а не из-за нарушений со стороны ответчиков, отмечает юрист.

По мнению адвоката Forward Legal Ильи Рыжакова, шансов на отмену решения в апелляции нет в связи с объективной неисполнимостью решения в случае удовлетворения иска. «Решение по делу Tele2 задает направление практики. Суды будут удовлетворять денежные требования и отказывать в исках о передаче оборудования», – полагает он. В то же время фактическая невозможность поставки не означает, что вендоры не должны возвращать полученные и неотработанные деньги заказчиков, указывает Малинская. Не исключено, что дело станет предостережением от требований об исполнении обязательств в натуре и вместо этого истцы будут взыскивать авансы, говорит она.

Все БС поставляли в РФ три игрока рынка – китайская Huawei, Ericsson и финская Nokia, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. С Ericsson работали крупнейшие мобильные операторы – МТС, «Билайн» и Tele2, а также региональный «Мотив», указывает он. Больше всего оборудования шведского вендора стоит на сетях Tele2 и МТС, отметил аналитик, автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Возможно, другим операторам удалось урегулировать споры во внесудебном порядке, предполагает Малинская. «Ведомости» направили запросы операторам и в «Сател ТВК».

Но доля шведского вендора в последнее время сильно сокращалась за счет того, что его вытесняла Huawei, продолжает Кусков. Например, в Москве МТС делала своп, переходя с Ericsson на Huawei, а в Петербурге то же самое делал «Билайн», отмечает аналитик. Как любое проприетарное оборудование, решение Ericsson можно назвать уникальным и сложность замены на решение любого другого глобального вендора заключается в дороговизне, говорит Бойко.

Ericsson все еще работает в нескольких десятках регионов у крупных операторов, кроме «Мегафона», который работал с Nokia и Huawei, продолжает Кусков. По его оценкам, в 2021 г. Ericsson занимала 25% российского рынка, т. е. была вторым иностранным вендором по представленности после Huawei. Доля Ericsson на сетях российских операторов составляла около 30–35% – чуть меньше, чем у Huawei, согласен Бойко.

БС – это симбиоз программного и аппаратного обеспечения, поэтому с их ввозом по параллельному импорту могут быть сложности в отличие, например, от роутеров или других устройств, добавляет Кусков. БС поставляются строго в тот или иной регион, т. е. лицензии (ключи активации) на работу оборудования нужно обновлять при переносе и переподключении станций на новом месте, а сам вендор оказать эту услугу не может из-за санкций, обращает внимание аналитик. Пока что техподдержка осуществляется силами самих операторов, но если в 2025 г. не начнутся поставки отечественных БС, то может начаться деградация сетей, предупреждает Кусков.