Крупные онлайн-площадки начали раскрывать свои рекомендательные алгоритмы

Иностранные ресурсы при отказе исполнять закон могут попасть под блокировки
Максим Стулов / Ведомости

Компании VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет», «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start опубликовали на своих ресурсах правила применения своих рекомендательных алгоритмов и «колдунщиков». Этого требует от них вступивший в силу с 1 ок­тяб­ря 2023 г. за­кон о ре­комен­да­тель­ных ал­го­рит­мах. Он распространяется на соц­се­ти, мар­кет­плей­сы, онлайн-кинотеатры.

Рекомендательные алгоритмы (в том числе так называемые «колдунщики» поисковых систем) позволяют онлайн-сервису изменять список и порядок данных, выдаваемых конкретному пользователю в ответ на его запрос. Законом предусмотрена публикация правил использования алгоритмизированных сведений. Они должны содержать описание процессов и методов сбора данных, их систематизации и анализа, а также способов осуществления таких процессов и методов при таргетировании запросов пользователей. Требуется раскрыть и виды и источники получения сведений для таргетирования.

Владельцы сайтов и сервисов, использующих рекомендательные алгоритмы, приступили к исполнению закона, подтвердил «Ведомостям» представитель Роскомнадзора (РКН). «В частности, операторы размещают правила работы алгоритмов, а ряд крупных ресурсов начали информировать об их применении своих пользователей», – заявил он.

Крупные сервисы «Яндекс», VK, Wildberries, Ozon, «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start подтвердили «Ведомостям», что разместили на своих ресурсах правила применения рекомендательных технологий и выполняют требования законодательства. Представитель Ozon добавил, что ожидает издания приказа, регламентирующего порядок уведомления пользователей.

Если РКН обнаружит признаки нарушения, то он может запросить у владельца сервиса информацию о применении рекомендательных технологий, а также доступ к программно-техническим средствам для их оценки, объясняет юрист практики технологии, медиа и телекоммуникации «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Валерия Эйстрах. Если факт нарушения подтвердится, РКН потребует устранить их в течение 10 дней, а если этого не произойдет, то направит еще одно уведомление с требованием о прекращении использования рекомендательных технологий. Если в течение суток после получения уведомления владелец сервиса не прекратит использование «колдунщика», РКН заблокирует сервис через операторов связи.

Как следят за пользователями

за пользователями На главной странице «Яндекса» в выпадающем меню ниже пользовательского соглашения появился раздел «Правила рекомендаций», в котором приводятся особенности работы всех сервисов экосистемы: поиска, «Яндекс.Музыки», «Кинопоиска», «Букмейта», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавки», «Яндекс.Маркета» и др. Например, «Яндекс» учитывает историю поисковых запросов пользователя, клики по ссылкам в результатах и время возврата на страницу поиска, информацию об устройстве пользователя, информацию о геолокации, cookie-файлы, язык запросов и страниц в результатах выдачи.

В «Яндекс.Музыке» также играют роль отметки «нравится» и настройки предпочтений – настроение треков (бодрый, веселый), степень знакомства (новое, любимое), похожесть на другой контент («Моя волна по...»), а в «Кинопоиске» на рекомендации влияет история поиска тайтлов (единиц контента), их оценки и добавления в коллекцию.

«Чтобы было проще найти контент, который понравится именно вам, мы применяем рекомендательные технологии. Все ваши лайки, комментарии, репосты, просмотры – все это учитывается при подборе видеороликов, которые мы вам предлагаем», – говорится в ролике VK, размещенном 30 сентября на главной странице соцсети. Далее ссылка ведет на страницу с более подробной информацией о том, как ресурс применяет рекомендательные технологии. Информация дублируется на главной странице соцсети.

«Пользователи могут влиять на факт и очередность показа контента, повышая или понижая их рейтинг», – поясняется в правилах VK. Площадка учитывает отметки «Мне нравится», «Поделиться», «Подписаться», «Это не интересно», «Скрыть из ленты», «Пожаловаться».

У Ozon в оглавлении появилась отдельная рубрика «Работа алгоритмов Ozon», а на сайте Wildberries внизу страницы опубликовано извещение о том, что применяются рекомендательные технологии. У «Сбермаркета» присутствует вкладка под названием «Политика рекомендаций». Ozon учитывает около 300 параметров товара – характеристики, рейтинг и покупательское поведение (оформление заказа, просмотр товара или добавление в корзину), говорится в правилах. Wildberries собирает данные о любых действиях пользователя на сайте, например информацию о провайдере, браузере и операционной системе пользователя, а также учитывает разрешение и глубину цветности экрана на устройстве, указано на площадке.

У «Сбермаркета» формирование рекомендаций предполагает создание рекомендательной модели, которая предусматривает пять этапов: сбор, систематизацию, применение методов машинного обучения, проверку и выведение рекомендаций.

Правила применения рекомендательных технологий у сервиса Start размещены в разделе юридических документов. Из них следует, что онлайн-кинотеатр для выдачи рекомендаций обращает внимание на предпочитаемые жанры (анализу подвергается просмотренный контент и действия пользователей), частоту просмотра, а также досматривание контента пользователем до конца. Видеосервис ivi изучает информацию по просмотрам, покупкам, добавлению в избранное, оценкам и активной или пассивной обратной связи.

В принятой редакции закон не требует раскрытия коммерчески чувствительных нюансов работы рекомендательных алгоритмов, отмечает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (объединяет онлайн-кинотеатры, включая ivi, Okko, Amediateka, Start и др.) Алексей Бырдин. «При обсуждении законопроекта с ключевыми игроками интернет-рынка эти опасения были устранены как на уровне закона, так и подзаконных актов. Сегодня большинство сервисов уже разместили информацию о применении рекомендаций у себя на сайтах», – подчеркнул он. По словам эксперта, публикация правил формирует доверительные отношения платформ с пользователями, ведь рекомендации нужны для того, чтобы сервисом было проще и удобнее пользоваться, например быстрее находить подходящие фильмы или товары.

Нововведение в большей степени позволит установить в открытом доступе понятные и прозрачные алгоритмы работы платформы, разъяснить скрытые «правила игры», которые могли формировать мнение о влиянии на предпочтения и поведение пользователей, рассуждает советник антимонопольной практики «МЭФ Legal» Оксана Павлухина. Правила не раскрывают каких-то технических деталей и не содержат коммерческую тайну или ноу-хау, добавляет преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Александра Орехович.

«Ведомости» также направили запросы в «Сбермаркет», «Перекресток», «Вкусвилл» и онлайн-кинотеатрам. В «Литресе» не ответили на запрос. Представитель музыкального сервиса «Звук» заявил, что не комментирует законодательство: «Выход новых законов – это не наше поле». Представитель МТС воздержался от комментариев.

За бугром своя атмосфера

Зарубежные сервисы, использующие в своей работе рекомендательные алгоритмы и присутствующие на российском рынке, в полном объеме обязаны соблюдать новые требования российского законодательства, сообщил «Ведомостям» один из авторов закона, зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин («Единая Россия»). «Насколько мне известно, правила работы рекомендаций YouTube в том виде, как это предусмотрено законом о рекомендательных сервисах, сейчас на платформе не представлены. Есть отдельные разъяснения принципов их работы в блоге Google, но, боюсь, это вряд ли устроит регулятора [РКН]», – отметил он.

Закон дает РКН широкие полномочия по взаимодействию с владельцами сайтов и приложений, использующих рекомендации, обращает внимание Горелкин. Уже сейчас РКН проводит мониторинг соблюдения владельцами сайтов и сервисов требований закона о рекомендательных алгоритмах, добавил представитель ведомства.

Закон не предусматривает деления сайтов на российские и зарубежные, поясняет юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. Именно поэтому к YouTube может быть применен указанный порядок, в том числе блокировка через операторов связи, допускает Катков.

В отношении иностранных сервисов и так накопилось большое количество требований российского ведомства (например, о локализации данных российских пользователей, о хранении персональных данных), которые фактически не выполняются по ряду причин, рассуждает юрист Ярослав Шицле. Поэтому формально новый закон может повлечь ограничение доступа к некоторым иностранным сервисам, но такие основания РКН собраны уже достаточно давно, заключил он.