Многие IT-разработчики не увидели эффекта от индустриальных центров компетенций

Промышленные заказчики ведут разработку в «закрытых клубах»
Freepik

Почти половина (48,2%) российских IT-разработчиков не увидели в запуске индустриальных центров компетенций (ИЦК) и центров компетенций разработки (ЦКР) реального влияния на софтверную индустрию, а еще 17,7% не почувствовали от них существенной поддержки. Об этом говорится в исследовании ассоциации «Руссофт» (объединяет более 340 IT-компаний), презентованном на заседании пресс-клуба 3 октября.

26,9% опрошенных вообще затруднились дать однозначный ответ об эффективности ИЦК и ЦКР и только 7,2% респондентов сочли инструменты поддержки ИЦК и ЦКР значительными, говорится в исследовании. «Относительно возможностей работы с ИЦК и ЦКР в целом у разработчиков ПО оказалось недостаточно информации», – следует из опроса.

Работа в рамках ИЦК и ЦКР началась по поручению премьера Михаила Мишустина, данному на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в июне 2022 г. В ИЦК вошли представители крупнейших промышленных компаний (заказчики), а в ЦКР – IT-компании (исполнители). Деятельность центров направлена на скорейшее импортозамещение иностранного ПО в России.

Лидерами по собственному финансированию IT-разработок, по словам Мишустина, были «Аэрофлот», «Росатом», «Интер РАО» и РЖД. Суммарный объем их инвестиций в IT-разработки составил более 40 млрд руб., говорилось в его презентации. Всего было одобрено порядка 160 таких проектов стоимостью более 210 млрд руб., из которых только 10% финансируется за счет федеральных грантов, пояснил в 2022 г. премьер.

«Ведомости» направили запросы в «Аэрофлот», «Росатом», «Интер РАО» и РЖД.

Цель ИЦК и ЦКР состояла в том, чтобы объединить заказчиков конкретной отрасли на одной площадке, чтобы они могли сформулировать техзадание для решения своих задач по импортозамещению софта, а потом привлечь IT-разработчиков, объясняет президент «Руссофта» Валентин Макаров. Но заказчики в ИЦК работают с крупнейшими поставщиками, а IT-разработчиков малого и среднего бизнеса они не знают, отметил он. Поэтому заказчики автоматически приглашают либо собственные инсорсинговые IT-компании, либо крупных IT-партнеров, говорит Макаров.

«Получилось так, что в когорте компаний, которые допущены в ИЦК, оказалось очень мало разработчиков малого и среднего бизнеса. Они не имеют доступа к тем задачам, которые нужно было бы решать. Количество тех, кто участвовал в работе ИЦК и ЦКР, по опросу «Руссофта», составило всего несколько процентов», – комментирует выводы исследования глава ассоциации.

ИЦК и ЦКР предполагают отраслевую экспертную оценку, объясняет директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов. Но заказчики начали не только формулировать задачи в рамках ИЦК, но и вести самостоятельную разработку, продолжает он. Тут повлияла узкая специфика отдельной отрасли – например, сложно найти IT-разработчиков, которые бы разбирались в геологоразведке, объясняет Карпов. Поэтому разработчики за периметром самих компаний особого влияния ИЦК на себе не почувствовали, резюмирует эксперт.

В то же время площадка ИЦК дала уникальный опыт в части появления пространства для тех компаний-заказчиков, которые раньше даже не коммуницировали между собой из-за уровня конкуренции, продолжает Карпов. Сейчас организации стали делиться между собой знаниями, создавать базу фундаментальной разработки, а уже потом брать основу и формировать из нее свои продукты и встраивать их в производственный ландшафт предприятий, добавляет он.

Отсутствие значимого влияния на IT-рынок ИЦК и ЦКР связано с тем, что они призваны решать проблемы бизнеса (ритейла, ТЭКа, металлургии и др.), а не обеспечивать поддержку IT-компаний, которые в данном случае выполняют поддерживающую роль, рассуждает управляющий партнер сегмента «Разработка и тестирование» компании IBS Павел Эйделанд. «Эффективность расходования государственных денег достаточно жестко контролируется, что накладывает дополнительную административную нагрузку на компании, желающие получить их и инвестировать в продукты. Кроме того, вся процедура получения средств достаточно длительна и бюрократизирована, что тоже увеличивает сроки реализации таких проектов», – говорит он. Заказчики хотят получить моментальный результат, именно поэтому компании все больше рассчитывают на себя и предпочитают самостоятельно инвестировать собственные средства, отмечает специалист.

Но часть активных индустриальных заказчиков новой системой центров скорее удовлетворены. Участие в ИЦК позволяет оптимизировать затраты на импортозамещение, рассказывает руководитель по цифровому развитию и технологической независимости информационных систем «Сибур диджитал» (структура «Сибура») Денис Юдаков. По его словам, в рамках этих центров можно обменяться опытом использования российских приложений, синхронизировать требования для разработки новых решений и консолидировать финансовые ресурсы, чтобы софинансировать их создание, исключая дублирование решений.

«Северсталь» также считает ИЦК эффективными. Как рассказал представитель компании, она в ИЦК «Металлургия» разрабатывает решение «MES Металлургия» (manufacturing execution system) – систему управления производственными процессами – от выплавки стали до отгрузки конечного продукта клиенту, а также решение для оптимизации процессов планирования предприятий с разнообразной системой управления и разветвленной цепочкой поставок. «Северсталь» ожидает, что оба решения будут готовы к 2025–2026 гг. и заменят системы от Danieli Automation (QMET) и SAP (Advanced planner and optimizer). На эти цели «Северсталь» получила грантовую поддержку фонда «Сколково» в размере около 1 млрд руб. и более 1,62 млрд руб. инвестировала из своих средств, рассказал представитель компании. «В данном случае мы выступаем сразу в трех ролях: и как созаказчик, и как инвестор, и как разработчик», – заключил он.