Все данные к 2030 году предложили собирать в единое хранилище

Такую инициативу обсуждают эксперты АНО «Цифровая экономика»
Максим Стулов / Ведомости

Возглавляемая вице-президентом «Ростелекома» Борисом Глазковым группа экспертов в составе АНО «Цифровая экономика» предложила создать единое доверенное хранилище данных, следует из презентации АНО, с которой ознакомились «Ведомости». По словам источника в «Цифровой экономике», презентация обсуждалась 11 сентября в рамках консультаций по формированию предложений для нацпроекта «Экономика данных», которые АНО собирала для отправки в правительство.

Как следует из презентации, обсуждение которой подтвердил источник в «Цифровой экономике», создать единое доверенное хранилище данных планируется уже к 2030 г. К этому моменту «90% обработанных данных в обезличенном или персонифицированном виде доступны государству, бизнесу и гражданам в едином доверенном источнике для развития data driven госуправления и бизнеса в РФ», указано в презентации.

Само по себе понятие «data driven госуправление» – это методология разработки и реализации государственной политики, в которой принятие решений и формулирование политических стратегий основаны на обширном сборе, анализе и использовании данных, объясняет гендиректор IT-компании «Аурига» Вячеслав Ванюлин. «В рамках такой методологии государственные органы, политики и регулирующие органы используют данные для понимания текущей ситуации, выявления проблем и потенциальных решений, а также для оценки воздействия политики на общество», – пояснил эксперт.

«Цифровая экономика» находится в тесном контакте с бизнес-сообществом, собираем мнения и предложения по теме экономики данных. Пока говорить о том, какие предложения будут взяты в дальнейшую проработку, преждевременно», – отметил представитель АНО. Представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко (курирует это направление работы) сообщил «Ведомостям», что в аппарате «пока не получали подобных предложений». Представитель «Ростелекома» отказался от комментариев.

Подготовку нацпроекта по формированию экономики данных до 2030 г. президент обсуждал на пленарной сессии Форума будущих технологий 13 июля.

На сайте Кремля 3 сентября опубликовано поручение премьер-министру Михаилу Мишустину разработать нацпроект, предусматривающий в том числе мероприятия по сбору данных «с использованием высокочувствительных датчиков на основе квантовых сенсоров». Документ должен быть готов до 1 июля 2024 г. 

Сбор и обработка такого объема данных технически возможны с использованием современных технологий, но требуют мощных вычислительных ресурсов, рассуждает Ванюлин. Помимо того, для реализации инициативы по созданию единого хранилища необходимо «разработать строгое законодательство, которое бы гарантировало безопасность данных и защиту личной конфиденциальности», продолжил он. Создание такого доверенного источника данных может предоставить хорошие возможности для разработчиков ПО и сервисных компаний, которым часто не хватает доступа к таким данным для проверки гипотез и создания более эффективных приложений, отмечает Ванюлин. 

Цифра в 90% вряд ли достижима, говорит замгендиректора IT-разработчика «Рексофт» Анатолий Волков. По его словам, скорее уместно говорить о появлении широкого спектра отдельных отраслевых, а иногда даже нишевых источников обработанных данных [для построения data griven экономики]. «При этом значительная часть актуальных задач для каждой группы интересантов (государства, бизнеса, граждан) может закрываться как раз за счет комбинаций наборов данных из разных источников», – добавил он. 

Риски же в области безопасности данных, по мнению Волкова, могут нивелироваться «регулированием ограничений на глубину обработки и форму публикации данных». 

По мнению замгендиректора «Рексофта», вместо консолидации данных для госуправления в одном источнике можно пойти по пути «грамотной организации управления данными». «То есть в первую очередь должна быть решена задача организации работы с данными на методологическом уровне, а уже следующим шагом выработано понимание манипуляции данными как таковыми», – добавил он.

«Нужно, чтобы сбор данных происходил достоверно, основывался на реальных событиях, мог быть как-то оцифрован и проверяем на уровне источника этих данных. Сейчас уже многое сделано для внедрения такого подхода, и, кажется, государство серьезно настроено для дальнейшего развития этого направления», – считает руководитель направления продуктового маркетинга UMNO digital Сергей Иващенко.

По мнению Иващенко, уже существующие системы по сбору и хранению информации на уровне провайдеров, а также оцифровка процесса оказания государственных услуг и ряд других факторов говорят о том, что добиться к 2030 г. консолидации и доступности для различных субъектов 90% данных вполне реально.

Но экономика многосубъектна и далеко не все субъекты согласятся делиться данными о своей экономической динамике, считает координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев. «Максимум, что представляется возможным, – некий общестатистический учет. При этом полнота отгружаемых в систему данных и, как следствие, их пригодность для системного анализа и планирования остаются под вопросом», – говорит Парфентьев. 

Сложнее с персональными данными, так как часть из них относится к категории «чувствительных», добавляет он: например, информация о количестве обращений конкретного человека за медицинской помощью является врачебной тайной, которая вообще не должна быть известна никому, кроме пациента и врача.

«Сверхконцентрация персональных данных на практике является фактором, стимулирующим их массовую утечку, так как вне зависимости от сложности защиты атакуемый киберпреступниками объект все же один, – отмечает Парфентьев. – Если соединить данные о действиях граждан с экономическими данными субъектов бизнеса, то можно получить очень прозрачную картину жизни гражданина, т. е. не только свести к нулю тайну его личной жизни, но и сделать его очень уязвимым для огромного числа угроз – от киберунижения и вымогательства до нападений и похищений».