Т1 регистрирует два товарных знака для собственных дронов

Под брендами холдинг планирует развивать производство беспилотных летательных аппаратов и их комплектующих
Freepik

Структура холдинга Т1 подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Рубин» и «Эмпаэро», следует из материалов регулятора. Эти названия Т1 планирует использовать для беспилотников собственной разработки, уточнил представитель Т1. Заявки на регистрацию товарных знаков «Рубин» и «Эмпаэро» подала в Роспатент структура «ТС-Финтех», указано в материалах Роспатента, с которыми ознакомились «Ведомости».

Документы о регистрации логотипа «Рубин» поступили в Роспатент в сентябре 2023 г., «Эмпаэро» – в апреле 2023 г. Товарные классы, которые перечислены в обеих заявках, позволяют использовать эти бренды и для производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), и для производства их движителей, а также для различной сопутствующей аппаратуры, следует из материалов заявок. Сейчас оба логотипа проходят соответствующие экспертизы Роспатента.

Представитель Т1 подтвердил «Ведомостям» подачу документов в Роспатент. «Получение товарных знаков связано с формированием парка беспилотных авиационных систем, в том числе БВС (беспилотных воздушных судов. – «Ведомости») собственной разработки, и созданием специализированной бизнес-единицы, отвечающей за их эксплуатацию», – заявил «Ведомостям» представитель Т1.

По данным ресурса Nic.ru, входящая в группу компаний Т1 структура «Иннотех» зарегистрировала сайт empaero.ru. Как следует из этого сайта, «Эмпаэро» – это оператор дронов, а «Рубин» – название аппаратов, которые компания планирует использовать.

Представитель холдинга уточнил, что компания находится сейчас в процессе собственной разработки аппаратов, не уточнив, когда предполагается ее завершить. «Когда работы по созданию аппарата будут завершены, мы представим его рынку и подготовим к коммерческой эксплуатации», – отметил представитель Т1.

О планах развития собственного производства БПЛА Т1 сообщала в июне 2023 г. Тогда холдинг подписал соглашение с индустриальным парком «Руднево», который расположен на востоке Москвы. «Проектом предусмотрено, что на площадке Федерального центра БАС в технопарке «Руднево» холдинг Т1 начнет производить беспилотные летательные аппараты. Тестовый запуск первых беспилотников запланирован уже на IV квартал 2023 г. с выходом на промышленные мощности в I квартале 2024 г.», – отмечал в июне 2023 г. отраслевой портал CNews.

В июне Минпромторг разработал правила предоставления госсубсидий для производителей и эксплуатантов беспилотников, писали «Ведомости». Они смогут претендовать как минимум на три меры поддержки: субсидирование летного часа, компенсацию части стоимости приобретенного дрона, а также на льготный лизинг.

В августе первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что в 2024 г. российские вендоры должны произвести 18 000 крупных и средних беспилотников. Согласно утвержденному в конце лета федеральному проекту «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем (БАС)», на исследования и разработки в этой области в ближайшие семь лет из федерального бюджета планируют выделить 49 млрд руб., из них 4,6 млрд руб. – уже в 2024 г.

У холдинга Т1 есть хорошие шансы на развитие подразделения по производству собственных БПЛА, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. «Т1 сможет занять достаточно заметную долю на рынке», – считает генеральный директор UAVProf Денис Кириков. «С учетом объемов и масштабов финансирования Т1 в целом они могут перейти на полный цикл производства внутри компании», – добавляет гендиректор компании «Курсир» Виталий Муниров.

Разработка высокотехнологичного промышленного аппарата и его выпуск в серийное производство потребуют не менее трех лет, отмечает Сергей Гусев, генеральный директор «Клеверкоптера».

«Исходя из заявленных целей производиться будут аппараты для доставки грузов в северных районах страны, а это означает преодоление больших расстояний, – рассуждает коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев. – Значит, речь идет о машинах или самолетного типа, или VTO, аппаратах самолетного типа с вертикальным взлетом». При этом такие аппараты должны иметь возможность перевозить не менее 30 кг грузов, «иначе вся идея не имеет никакого смысла», добавил эксперт.

Чем тяжелее и сложнее аппарат, тем меньше компаний в России занимаются его производством, знает Гусев. Легкие аппараты делают десятки компаний, тяжелые – единицы, отмечает он. Всего в России порядка 10–20 компаний, которые сами производят БПЛА, но гораздо меньше тех, кто производит именно различные линейки аппаратов, серии, уточнил Муниров.

«Количество производителей БПЛА в России измеряется сотнями. Даже хлебокомбинаты в последнее время начали собирать дроны. Если выделять крупных производителей, имеющих серийность выпуска и широкую линейку, то тут уже можно говорить о паре десятков производителей», – подтверждает Камнев из «Лаборатории будущего».

«Производство дронов в России не только необходимо, но и в конечном итоге должно быть выгодно, несмотря на китайскую конкуренцию», – добавил Гусев. Оно дорого в реализации, продолжил Муниров. «Другого пути нет: если мы хотим обеспечить технологический суверенитет, то нужно свои решения полностью выращивать и выводить на рынок, потому что в любой момент он может оказаться отрезан от китайских решений», – резюмировал эксперт.