«Почта России» отказалась от проекта с роботами-доставщиками «Яндекса»

Такие аппараты довольно дороги в обслуживании, а «Почта» сокращает расходы
Максим Стулов / Ведомости

«Почта России» больше не доставляет посылки из отделений колесными роботами «Яндекса» (роверами), сообщил «Ведомостям» бот в приложении «Почты России». «К сожалению, с 1 сентября 2023 г. услуга доставки роверами не осуществляется», – заявил бот в чате поддержки приложения в ответ на соответствующий вопрос. Причин, по которым было принято такое решение, бот не привел. Представители «Почты России» и «Яндекса» от официальных комментариев отказались.

«Почта» сообщала о запуске проекта доставки роботами «Яндекса» осенью 2021 г. На первом этапе 36 роверов должны были осуществлять доставку из 27 отделений в Москве, говорилось в сообщении. Отмечалось, что на первом этапе предполагалось задействовать несколько десятков роверов «Яндекса» для доставки посылок из отделений в радиусе 2 км. Стоимость такой доставки составляла 1 руб.

Находясь в зоне обслуживания, пользователь мог выбрать доставку ровером в приложении и следить там за его передвижением. По приезде ровера к месту назначения пользователю направлялось sms с проверочным кодом, введение которого открывало крышку ровера и позволяло получателю забрать заказ.

Проект реализовывался при поддержке фонда «Сколково», отмечал тогда почтовый оператор. В пресс-службе «Сколково» «Ведомостям» не предоставили комментариев на момент сдачи заметки.

«Яндекс» выступал как логистический партнер, предоставлявший роверов и осуществлявший их техобслуживание. Обслуживание 36 роверов обходилось «Почте» примерно в 1 млн руб. в месяц, еще столько же стоила аренда, оценивает основатель российского производителя роботов Promobot Олег Кивокурцев. Из этой оценки следует, что в год оператор тратил на проект около 24 млн руб.

Но для обеспечения эффективного сервиса доставки посылок из нескольких десятков отделений в одном городе 36 роверов было недостаточно, считает Кивокурцев. По его оценке, «Почте» могло потребоваться около 150 роботов. По словам эксперта, стоимость одного такого ровера может достигать до 5 млн руб. «К тому же роверы «Яндекса» достаточно сложные и дорогостоящие в разработке и обслуживании. Они используют большое количество систем позиционирования, включая лазерные лидары, ультразвуковые датчики и GPS», – отметил Кивокурцев.

Финансовое положение «Почты России» остается непростым: в сентябре 2023 г. спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко даже сообщала о «финансовой дыре» в госкомпании. В ответ на это «Почта» заявляла, что с начала 2023 г. она почти втрое сократила убыток от операционной деятельности. В октябре заместитель гендиректора по финансам и экономике «Почты России» Елена Степина на круглом столе в Совете Федерации заявила о необходимости докапитализации оператора на 20–30 млрд руб. из средств ФНБ.

До конца ноября 2023 г. в «Почте России» проходит аудит, а совет директоров должен будет рассмотреть план финансового оздоровления компании, сообщал в октябре в интервью «Ведомостям» гендиректор «Почты России» Михаил Волков. «Я всегда смотрю в первую очередь на финансовую модель, что будет выгоднее. В текущей ситуации для компании деньги сейчас, возможно, более ценны, чем деньги потом», – говорил топ-менеджер.

Весь рынок курьерской доставки в 2022 г. составил 1,7 трлн руб., оценивала в июне 2023 г. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). В своей оценке ассоциация опиралась на совокупный объем выручки компаний сегмента или на выручку цифровых активов, если речь идет о подразделениях сетей супермаркетов.

Говорить о сложившемся рынке робототехники в логистике пока преждевременно, сообщила «Ведомостям» главный аналитик РАЭК Мария Сайкина. «Есть отдельные проекты как в складской логистике, так и в доставке. Но это пока далеко от массового внедрения», – отметила она. Безусловно, рынок будет развиваться и драйвером здесь прежде всего может стать нехватка кадров, считает эксперт.

Массовое использование роверов в сфере доставки зависит от нескольких факторов – сохранности, безопасности таких платформ, их проходимости в современной городской среде и их стоимости, продолжил Кивокурцев. «На данный момент экономика использования роверов уступает курьерам, но снижение стоимости комплектующих с каждым годом делает самоходные платформы более доступными», – отметил он.

Бум сообщений об использовании колесных роботов в доставке наблюдался два года назад, напомнил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это было связано с тем, что тогда не говорили о развитии доставки [летающими] дронами. Сейчас же доставка колесными роботами «в какой-то степени тупиковое ответвление» и основные перспективы сосредоточены вокруг беспилотной доставки по воздуху, которая может быть более быстрой, надежной и гибкой, считает Бурмистров.

Но в России роверы на данный момент «показали себя достаточно неплохо», констатировал эксперт. В целом доставка колесными роверами возможна на каких-то ограниченных локациях, продолжил Бурмистров. В качестве примера он привел офис самого «Яндекса», где роверы тестировались на первом этапе.

Перспектив распространения колесных роботов больше в смежном сегменте – при логистических операциях внутри складов и распределительных центров, отмечает директор Центра робототехники Сбербанка Алексей Гонноченко. Их могут использовать, в частности, при разгрузке паллет, упаковке грузов, во внутренней логистике, считает он. «Колесные роботы для доставки могут быть востребованы в локациях с небольшой плотностью застройки – коттеджных поселках и пригородах», – добавил он.