Операторам могут разрешить повышать цены на связь выше уровня инфляции

Но их могут обязать строить сети и развивать новые технологии
Максим Стулов / Ведомости

Сотовые операторы смогут проиндексировать цены на связь выше уровня инфляции. Это предусматривает целевой сценарий развития, включенный в стратегию отрасли связи до 2035 г. Документ был утвержден правительством 4 декабря. Но для того, чтобы реализовать этот сценарий, операторы должны будут взять на себя обязательства по развитию новых поколений связи, современных технологий и также по строительству инфраструктуры на новых территориях (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях), следует из документа.

Сейчас индексация цен на услуги связи не регулируется. С апреля до конца 2022 г. действовали рекомендации ФАС, регламентирующие повышение тарифов на связь: операторы могли индексировать их не более чем на накопленную с начала года инфляцию, уведомляя службу за две недели. О продлении документа правительство не сообщало. В декабре 2022 г. ФАС начала очередное расследование повышения тарифов операторами связи «Мегафон» и Tele2. «Мегафон» был признан виновным лишь 30 ноября 2023 г. По делу Tele2 решение так и не было принято.

Но и до 2022 г., и сейчас ФАС может оштрафовать оператора за повышение тарифов, если сочтет индексацию необоснованной или если оператор, например, не уведомит заранее службу о таких планах.

Возможность индексировать тарифы выше уровня инфляции Минцифры предусмотрело в стратегии развития отрасли, представленной еще летом. Но в сентябре 2023 г. ФАС выступала против этого предложения, писали «Ведомости».

В стратегии, которая в итоге была утверждена правительством 4 декабря, прописаны два сценария – базовый и целевой. Базовый предусматривает «переход к более высоким темпам роста тарифов на услуги связи, чем те, которые имели место в прошедшие годы, но не выше прогнозной динамики индекса потребительских цен» (ИПЦ – потребительской инфляции).

Целевой сценарий предусматривает достижение целей стратегии в полном объеме, развитие сетей связи новых поколений, внедрение новых технологий, реализацию крупных инвестиционных проектов, в том числе «в новых сегментах и на новых территориях». Порядок реализации таких проектов на новых территориях в стратегии не прописан.

«Реализация этого сценария возможна при условии привлечения дополнительных инвестиций, в том числе за счет более быстрого роста тарифов, чем в базовом сценарии, в первую очередь для тех групп потребителей, которые предъявляют повышенные требования к качеству и объему услуг связи», – говорится в стратегии.

Повышение тарифов должно быть экономически обоснованным, уточнил «Ведомостям» представитель ФАС. «Это значит, что оно должно производиться только при условии роста затрат и в объеме, обеспечивающем покрытие такого роста. В качестве экономического обоснования повышения тарифов ФАС признает документально подтвержденные расходы, в том числе плановые (инвестиционную программу, утвержденный план закупок, бюджет, заключенные договоры/контракты – любое документальное подтверждение планируемых в будущем периоде затрат)», – перечислил собеседник.

Согласно стратегии, совокупные инвестиции в основной капитал отрасли связи к 2035 г. по базовому сценарию должны составить 778 млрд руб. в год, по целевому – 1,26 трлн руб. В 2022 г. совокупные инвестиции составили 366 млрд руб., говорится в документе.

«Необходимое для реализации стратегии финансирование будет учтено при подготовке национального проекта «Экономика данных», – уточнил премьер Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 4 декабря. «Ведомости» писали о представленной главой Минцифры Максутом Шадаевым первой версии нацпроекта в конце ноября. В пресс-службе правительства переадресовали вопросы в Минцифры.

При выборе сценария операторы связи будут руководствоваться экономическими возможностями, сказал представитель Минцифры. По его словам, отрасль стремится к перспективному (целевому. – «Ведомости») сценарию и рассчитывает, что именно его реализуют операторы.

Минцифры совместно с ФАС и Минэкономразвития прорабатывает механизм защиты операторами своих инвестрасходов в условиях, когда затраты на модернизацию сетей растут, добавил представитель Минцифры. По его словам, должен быть дифференцированный подход к тарифам, который сохранит их доступность для разных категорий населения, а также гарантированное исполнение операторами своих обязательств по инвестициям в обновление инфраструктуры.

Вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков назвал позитивным сигналом появление у отрасли стратегического видения развития с горизонтом планирования на 12 лет. «Достижение целей стратегии требует тщательной подготовки и координации работы организаций отрасли, потребителей и регуляторов, поэтому такой срок планирования оправдан», – считает топ-менеджер. Представитель «Мегафона» отметил важность баланса между инвестициями в инфраструктуру и ценами на связь. «Чтобы не оказаться в позиции отстающих, нужно соблюсти баланс между достижением цели инновационного развития, обеспечением инвестиционных возможностей, потребительским спросом и подходом государства к политике тарифообразования», – сказал он.

«Ведомости» направили запросы в «Билайн», Tele2 и МТС.

Операторы уже сегодня недополучают выручку из-за искусственного сдерживания их тарифов регуляторами, заметил аналитик, автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Это сдерживает их инвестиционные возможности, негативно сказываясь на темпах и масштабах внедрения новых технологий, считает он. Повышение цен выше уровня инфляции нельзя исключать, потому что отечественное оборудование при строительстве инфраструктуры будет стоить дороже, чем импортное, отмечает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.

По данным Telecom Daily, ежегодно с 2021 г. тарифы на услуги связи растут на 10–12%. При ежегодном росте тарифов на услуги связи в указанном диапазоне и уровне инфляции примерно в 6,68% (по данным ЦБ) это означает, что если бы требование ФАС «держать» тарифы на услуги связи сейчас существовало, то операторы связи все равно сохраняли бы ежегодные темпы роста по тарифам на услуги связи, считает Кусков.

Переход на отечественное оборудование 5G предусмотрен другим документом – дорожной картой «Современные и перспективные сети мобильной связи до 2030 г.». Согласно последней версии карты, о которой «Ведомости» писали в сентябре, бюджетное финансирование разработок отечественного оборудования для сетей LTE и 5G в 2024–2025 гг. может сократиться на треть – с почти 24 млрд руб. (в первой версии документа, представленной еще в 2022 г.) до 15,5 млрд руб. Финальная версия документа пока не утверждена. Но очевидно, что с уходом основных иностранных вендоров, Huawei, Nokia и Ericsson, затраты на разработку новых решений лягут на плечи операторов, отмечает Кусков.

Что еще вошло в стратегию

В стратегии развития отрасли связи планируется, что до 2030 г. будет создан защищенный мобильный виртуальный оператор (использующий инфраструктуру других компаний для оказания услуг конечным пользователям), который должен будет обеспечить «надлежащий уровень безопасности информации об абонентах, включая сокрытие их местоположения и контакты».
Также до 2030 г. планируется завершить использование технологии 3G с высвобождением ее радиочастотного спектра, разработать и ввести в эксплуатацию российское оборудование стандартов 5G и 6G-Ready, перейти на российские средства криптозащиты, а также создать единую централизованную систему защиты от DDoS-атак.
В рамках второго этапа реализации стратегии, с 2031 по 2035 г., предполагается полная замена оборудования стандарта LTE и более ранних поколений на российское оборудование, развертывание сетей 5G на российском оборудовании во всех городах с населением от 100 000 человек, а также начало коммерческой эксплуатации сетей 6G.

С декабря 2022 г. сотовые операторы «большой четверки» заключают форвардные контракты с производителями отечественных базовых станций (БС), средства должны идти на разработку российского оборудования. По плану это телекомоборудование начнет вводиться в промышленную эксплуатацию в 2025 г., а с 2028 г. можно будет использовать только отечественные БС.

«Отечественные базовые станции, скорее всего, будут дороже импортных аналогов ввиду ограниченности рынка сбыта, что потребует от производителей дополнительных инвестиций. Если государство не будет поддерживать операторов с точки зрения компенсации разницы между отечественным оборудованием и импортным, то это может сказаться на потребителях. Как следствие, стоит ожидать того, что операторы вынуждены будут повышать цены», – предупреждает он.

Рост тарифов операторов будет зависеть от степени господдержки приобретения отечественного телекомоборудования, резюмирует он: без поддержки тарифы будут увеличиваться не на 10–12%, а на 25%.

В то же время «большая четверка» вряд ли пойдет в новые регионы, считает Кусков. Скорее всего, строить там инфраструктуру будут местные или крымские компании, такие как «Миранда-медиа», заключил эксперт.