Минпромторг создаст структуру для регулирования отрасли беспилотников

Она объединит сегменты БПЛА, автомобильных и судовых беспилотных систем
Максим Стулов / Ведомости

В Минпромторге скоро может появиться специальная структура для развития и регулирования беспилотных технологий, заявил заместитель министра Василий Шпак на форуме «Цифровая транспортация» 19 декабря. В какой форме будет организована структура, он не уточнил, но не исключил, что это будет отдельный департамент.

«Скорее всего, в ближайшее время будет принято решение о создании отдельной структуры в составе министерства. Сейчас эти обсуждения ведутся», – заявил Шпак. По его словам, принципы беспилотия, несмотря на разные среды, очень похожи с точки зрения построения самих систем, их комплектования, электронной компонентной базы, а также всевозможных приводов, алгоритмов, конструкционных материалов.

По словам замминистра, новая структура может заняться регулированием среды для развития беспилотных технологий, поскольку сейчас беспилотные летательные аппараты (БПЛА) развиваются в составе авиационного департамента, беспилотные автомобили – автомобильного, а беспилотные судовые системы – судостроения. В разных средах присутствуют свои регуляторика и подходы. Более того, у беспилотных видов транспорта уже есть конкуренция с традиционными, отметил Шпак.

Сейчас направление беспилотных воздушных судов затрагивает разные ведомства – Минтранс, Минцифры, Минпромторг, напоминает заместитель гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков. Подразделения внутри ведомств занимаются как пилотируемым, так и беспилотным транспортом, больше внимания уделяя пилотируемому, указывает он.

К примеру, департамент авиапрома консервативен, скептичен к новым технологиям и привык затягивать решение вопросов из-за повышенной ответственности за безопасность людей, а беспилотники – динамично развивающаяся отрасль, требующая быстрой реакции регулятора, рассуждает источник «Ведомостей» в компании – разработчике дронов.

Объем российского рынка беспилотников к концу 2023 г. превысит 50 млрд руб., говорил Шпак на заседании президиума правкомиссии по развитию беспилотных авиасистем в мае. Но потенциал гораздо больше, чем объем, который есть сейчас, отмечал в августе инвестиционный директор АНО «Платформа национальной технологической инициативы» (НТИ) Дионис Гордин на форуме «Архипелаг 2023». Он оценивал потенциал рынка в 1 трлн руб. в год.

Автомобильными беспилотными технологиями в России занимаются «Яндекс», «Камаз», «Сбер», Cognitive Technologies и ряд других разработчиков. Но в силу регуляторных ограничений коммерческой эксплуатации автономных автомобилей пока нет. Технологии беспилотного вождения отрабатываются в рамках экспериментально-правовых режимов в отдельных регионах, например в «Сколково» или «Иннополисе». Развитием беспилотного судовождения в России занимается в основном компания «Ситроникс», которая за последние три года представила беспилотный речной трамвай, ледокол и паром.

Профильный департамент, который займется беспилотными технологиями, нужен, считает президент «Ситроникса» Николай Пожидаев. По его словам, это позволит решать вопросы формирования необходимого регулирования цифровой среды для коммерческих компаний, работающих с разными типами беспилотников. В первую очередь эта структура может взять на себя функцию решения вопросов по преодолению ограничений, которые существуют для запуска новых технологий.

Для компаний важно иметь единую позицию регулятора, подчеркнул топ-менеджер. Например, в части судоходства реки являются областью федерального регулирования, берега рек – муниципального и порой ведомства придерживаются диаметрально противоположных позиций, единый орган позволил бы эти разногласия нивелировать, считает Пожидаев.

Предложенная Шпаком инициатива выглядит здраво, соглашается генеральный директор компании «Курсир», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Виталий Муниров. Это, по его словам, будет «фаст-треком внутри Минпромторга, который будет ускорять решение вопросов, связанных с беспилотием». «Создание единой структуры позволит, с одной стороны, сосредоточить усилия на решении важных для страны задач, а с другой – избежать дублирования и решить задачи максимально быстро и эффективно», – уверен председатель правления ГК «Геоскан» Алексей Семенов. А в состав структуры войдут узкоспециализированные сотрудники, которые будут прицельно работать над отдельными вопросами с пониманием специфики отраслей, считает Муниров.

Отрасль беспилотного транспорта в воздухе, на воде и дорогах требует серьезного развития наземной инфраструктуры, стандартизации технологических решений, подчеркивает генеральный директор компании «Аэромониторинг мастер» Олег Шилов. «Важной задачей является стандартизация протоколов связи и создание каналов связи и управления для последующей полной автоматизации управления трафиком», – считает он.

Объединяющими точками в производстве беспилотной продукции являются композитные материалы, источники питания, средства связи и навигации. Если посмотреть на воздушные, надводные/подводные и наземные беспилотные системы, то на 70% эти системы имеют одни и те же компоненты, различия только в двигательных установках и корпусах, согласен коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев.