В России отмечается рост патентования IT-разработок

Разработчики активно занимают ниши, оставленные ушедшими иностранными вендорами
Freepik

Российские IT-разработчики в январе – ноябре 2023 г. подали 30 463 заявки на регистрацию интеллектуальной собственности, это на 14,8% больше, чем за тот же период прошлого года, сообщил «Ведомостям» представитель Роспатента.

По данным Минцифры, с начала 2023 г. в реестр отечественного ПО было включено 4333 решения, это на 16% больше, чем в 2022 г. Но и исключать софт из реестра стали в 3 раза чаще: в 2022 г. из реестра вывели 250 решений, а 2023 г. – 792. Большая часть исключенных решений – около 600 – это однотипные записи от одной компании, т. е. убраны отдельные наименования, их собрали под одной реестровой записью, пояснил представитель министерства. Сейчас в реестре 19 417 записей.

Количество новых IT-решений и компаний на российском рынке действительно растет, причем это как совершенно новые компании, так и IT-подразделения, которые выделились из западных компаний, ушедших с рынка, говорит генеральный директор ООО «Аурига» Вячеслав Ванюлин. Подтверждением роста служит двукратное увеличение числа заявок на включение в реестр отечественного ПО с 2021 г., отмечает руководитель продуктового направления Innostage Евгений Федоров.

Новые IT-компании в России сейчас появляются регулярно, говорит основатель «Роббо» Павел Фролов. По его словам, это связано с высокой маржинальностью бизнеса, активным спросом на отечественное ПО и льготами. «В то же время наблюдается рост деклараций и красивых названий. Далеко не всегда за этим стоит готовый продукт», – сетует генеральный директор АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион.

Параллельно с количеством регистраций в базе Роспатента вырос и спрос на услуги по юридическому сопровождению и подготовке документов для регистрации интеллектуальной собственности. По оценке юридической компании «Ткач и партнеры», спрос на такие услуги вырос в 1,5 раза, а практически 80% запросов были связаны с технологиями, ПО и научными разработками.

Процесс регистрации прав на ПО сейчас в достаточной мере автоматизирован и упрощен, чтобы можно было справиться самостоятельно, говорит руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. «То есть это самая обыкновенная госуслуга, требующая заполнения типовых форм и направления относительно небольшого пакета документов», – поясняет эксперт.

По словам Шицле, в обозримом будущем увеличение лицензирования ПО продолжится и будет обусловлено «как развитием глобального IT-рынка, так и спецификой российского, который сейчас столкнулся с острой необходимостью замещения продуктов и решений ушедших и уходящих зарубежных компаний». Замещение это произойдет не сиюминутно, поэтому потенциал роста локального рынка еще далек от исчерпания, считает юрист. Включение в реестр Минцифры дает как налоговые преференции, так и возможность участия в госзакупках и государственных грантовых программах, поясняет Федоров. Попасть в реестр ПО преимущественно стремятся те компании, которые ориентируются на госсектор, отмечает Фролов. «Многие крупные компании при принятии решения о выборе того или иного программного продукта обращают внимание на его присутствие в реестре отечественного ПО как на значимый плюс», – говорит Федоров.

На российском рынке представлены IT-продукты разного качества, функциональной насыщенности и надежности, замечает Ванюлин. «Довольно много новых решений строится на основе переработанных открытых исходных кодов, которые затем упаковываются в проприетарные коробочные продукты. Это явление отражает глобальные тенденции на рынке, – поясняет топ-менеджер. – Важно отметить, что качество и уровень поддержки открытых решений обычно довольно высоки и поэтому компании-разработчики часто используют их в своих продуктах».

Бывают ситуации, когда компании используют решения open source и аккредитуют их как российское ПО, добавляет Фролов. «Чаще всего они его никак не меняют и просто дают ему другое название. В результате госзаказчики, по сути, покупают бесплатное ПО, скачанное из интернета», – поясняет он. По данным из различных источников, примерно каждый пятый продукт является доработанным проектом международного сообщества свободного ПО, отмечает Федоров.

По словам Фролова, сегодня некоторые продукты в реестре Минцифры не соответствуют критериям, введенным в октябре 2022 г. «На волне импортозамещения на рынке появилось множество новых вендоров, выпускающих весьма сырые продукты в попытке как можно быстрее попасть в окно возможностей. Но постепенно тренд меняется, и количество трансформируется в качество», – говорит Федоров. Многие новые отечественные продукты способны закрыть базовые потребности бизнеса, но ряда функций, к которым привыкли заказчики, у них пока нет, отмечает Фролов. Нынешние продукты вендоры смогут сделать зрелыми только спустя 2–3 года, считает он.

Выпуск или регистрация сырого ПО в национальных реестрах довольно распространены во всем мире, так как на IT-рынке быстрая поставка решений может привлечь больше пользователей и инвестиций, говорит Ванюлин. Но конкуренция в итоге регулирует такие ситуации, так как пользователи делают свой выбор и качество продуктов улучшается, отмечает он.