В Самарской области запустили завод по производству гражданских беспилотников

Суммарные инвестиции в проект по выпуску дронов составят 7 млрд рублей
tb-drone.ru

Разработчик дронов «Транспорт будущего» запустил первую очередь завода в Тольятти (Самарская обл.) по производству беспилотников для сельского хозяйства, мониторинга и доставки. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель компании. Инвестиции в строительство завода и разработки составили 7 млрд руб. В 2024 г. «Транспорт будущего» планирует произвести более 1500 агродронов и других типов беспилотных авиационных систем (БАС) массой более 10 кг.

Сначала на заводе начнут собирать отечественные беспилотники для сельского хозяйства, мониторинга и доставки, рассказал генеральный директор «Транспорта будущего» Юрий Козаренко. На первом этапе компания запустит сборку двигателей, бортовых комплексных систем, термопласта, производство винтов, корпусов, оснастки и стендовые испытания. Весной 2024 г. должны появиться дроны модели «Гектор S-80» для мониторинга и обработки полей, аэрологистики, выполнения задач региональных министерств и ведомств, включая доставку лекарств для минздрава Самарской области, уточнил он. Запуск первой очереди в 2024 г. позволит произвести более 1500 агродронов и других типов БАС.

Запуск второй очереди завода запланирован на июль 2024 г., третьей – на декабрь 2024 г., рассказал Козаренко. На этих этапах компания наладит ежегодный выпуск по 400 000 винтов, драйверов и электрических двигателей, а также 100 000 полетных контроллеров. В перспективе «Транспорт будущего» рассчитывает создавать по 10 000 БАС в год.

По оценке компании – разработчика сельскохозяйственного оборудования «Геомир», объем российского рынка агродронов составляет до 1 млрд руб. в год. Потенциальный рынок агродронов в России может составить 50 000 БПЛА в год, оценивал ранее для ТАСС гендиректор компании «Агримакс. Аэро» Максим Чижов.

Помимо создания самих беспилотников компания займется разработкой мобильных комплексов для наземного обслуживания агродронов и системами безопасного использования дронов внутри транспортных коридоров.

Общий объем инвестиций «Транспорта будущего» составил 7 млрд руб., из которых более 2 млрд – это вложения в строительство завода в Тольятти, а остальное – разработка беспилотников, уточнил Козаренко. В планах компании произвести семь моделей дронов, а также комплектующих к ним: винтов, двигателей, драйверов, полетных контроллеров, корпусных деталей и др. В качестве ключевых заказчиков «Транспорт будущего» рассматривает крупных сельскохозяйственных производителей, компании нефтегазового сектора, различные министерства и ведомства, не называя конкретные организации.

До 1 млрд руб.

в год составляет объем российского рынка агродронов, по оценке компании – разработчика сельскохозяйственного оборудования «Геомир»

Выбор Самарской области для открытия завода связан с запуском в ноябре 2023 г. в регионе экспериментального правового режима (ЭПР) для БАС (создание ЭПР регламентирует правительство). Такой режим предусматривает исключения в действующем законодательстве, которые позволяют протестировать технологию на определенной территории.

На большей части территории России сейчас действует запрет на использование БПЛА. Еще осенью 2022 г. регионы начали вводить запрет на использование беспилотников, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ об установлении в субъектах РФ разных уровней реагирования – от уровня базовой готовности до военного положения. Исключение было сделано для органов государственной власти и силовых структур. Еще несколько субъектов ввели аналогичный запрет после атаки Московского Кремля украинским беспилотником в начале мая. В частности, ограничения стали действовать в Москве и Московской области.

Кроме Самарской области ЭПР в беспилотной авиации действуют на территории 20 регионов, среди которых Томская область, Чукотка, Камчатка, Ханты-Мансийский АО, Башкирия, Татарстан и др., уточнил «Ведомостям» представитель Минэка.

Москва и Санкт-Петербург также планировали запустить ЭПР для БАС. В январе Минэк размещал проект постановления ‎о введении ЭПР для полетов дронов в Петербурге. Документ прошел общественные обсуждения и независимую антикоррупционную экспертизу, но так и не был принят. В Москве также собирались открыть небо для полетов беспилотников со взлетной массой до 30 кг, говорилось в проекте постановления правительства, опубликованном Минэком для общественного обсуждения 1 декабря. На момент публикации заметки результаты обсуждения инициативы пока не подведены.

Как уточнил «Ведомостям» представитель Минэка, по двум проектам НПА проходят согласительные процедуры. Это связано с тем, что сейчас обсуждаются границы территории установления ЭПР, добавил он.

Использование дронов в сельском хозяйстве позволяет повысить эффективность процессов обработки и ухода за полем, сэкономить ресурсы и повысить урожайность, отмечает гендиректор агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская. По ее словам, дроны «Транспорта будущего» компания приобретать не планирует, поскольку уже закупила другие беспилотники. Романовская видит перспективу применения дронов в нескольких направлениях: мониторинг полей для выявления заболеваний растений, борьба с вредителями, определение степени зрелости урожая и контроль уровня влажности, а также прогноз урожайности.

Цель использования дронов «Транспорта будущего» в ЭПР в Самарской области будет заключаться в выстраивании безопасного трафика и оптимальной логистики, отработке технологии идентификации для предотвращения несогласованных полетов, поясняет заместитель гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков. По его словам, вместе с компанией и ООО «БАС» (оператор БПЛА) запланированы сотни полетов через цифровую платформу «Небосвод» (позволяет оперативно получать разрешения на использование воздушного пространства, а также информацию о трафике, вести мониторинг полетов, оценивать риски и т. д. – «Ведомости»).

В агропроме не наблюдается роста применения БПЛА, поэтому их востребованность вызывает сомнения, говорит коммерческий директор «Лаборатории будущего», компании – участника рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев. «Сегодня в гражданском секторе потребности в таком количестве дронов нет. 1500 БАС массой свыше 10 кг с учетом усложнения нормативной базы для их эксплуатации не смогут найти покупателей», – скептичен он. По словам Камнева, главная сложность заключается в том, что для применения дрона фермер должен получить сертификат эксплуатанта, что никак не связано с его прямой деятельностью. К тому же в аграрных регионах, таких как Брянская, Курская, Ростовская, Воронежская области, которые могли бы выступить потребителями дронов, ввели запреты на полеты беспилотников, заключил Камнев.