В Москве путевые листы в общественном транспорте заменяют QR-кодами

Стоимость проекта может составлять до 150 млн рублей, оценили эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Водителей московского общественного транспорта переведут на электронные путевые листы (ЭПЛ). В них отражается информация о медосмотре водителя, маршруте и техническом состоянии автобуса или электробуса. Переводом бумажной документации в электронный формат займется «дочка» Сбербанка «Сберкорус», рассказал представитель компании и подтвердил представитель Мосгортранса. Стороны не раскрывают стоимость контракта.

Ежедневно в автопарках столицы создают 7500 бумажных экземпляров путевых листов, указал и. о. гендиректора «Сберкоруса» Виталий Тарасов. Такие документы должны храниться в архиве на протяжении пяти лет и сейчас там собрано примерно 9 млн путевых листов, рассказал он. Отказ от бумаги поможет сохранить Мосгортрансу более 6 млн руб. в год, а оптимизация процессов – еще свыше 30 млн руб., отметил Тарасов. Кроме того, это ускорит выход водителей на маршруты за счет отказа от бумажной волокиты, добавил он.

В начале июля 2021 г. президент России Владимир Путин подписал закон, который среди прочего предполагал создание федеральной Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). В 2022 г. «Сберкорус» стал оператором системы.

7500

бумажных экземпляров путевых листов создают ежедневно в автопарках столицы, подсчитали в «Сберкорусе». Такие документы должны храниться в архиве на протяжении пяти лет, и сейчас там собрано примерно 9 млн путевых листов

«Путевой лист – это один из основных обязательных транспортных документов, без которого не могут выйти в рейс водители общественного и грузового транспорта, а также такси», – говорит директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. Путевой лист еще и самый массовый документ, который оформляют транспортные компании в ГИС ЭПД, добавляет она. Сегодня в системе обрабатывается около 100 000 электронных документов еженедельно, отметила Давыдова.

В начале мая 2023 г. «дочка» «Сбера» совместно с департаментом транспорта Москвы начала пилотное внедрение ЭПЛ для 150 водителей наземного городского транспорта. Автопарк «Очаково» полностью перешел на ЭПЛ за месяц и после этого проект начали масштабировать на весь город, рассказал Тарасов.

При выходе на маршрут водители в приложении получают QR-код со всеми необходимыми данными: срок документа, данные об оформившем его лице, информация о транспортном средстве, водителе, виде перевозки и техническом состоянии автобуса, уточнил Тарасов. Далее эти документы будут загружаться в единую электронную систему с доступом для Минтранса, Ространснадзора, МВД, ФНС, Минздрава, Минфина и других ведомств.

В рамках пилота с ЭПЛ Мосгортранс протестировал ПО трех российских IT-компаний – «Сберкоруса», «Такскома» и «Калуга Астрала», рассказал «Ведомостям» представитель Мосгортранса.

Директор направления ЭПД ГК «Астрал» (оператор информсистемы ЭПД «Калуга Астрал») Антон Шевченко информацию об участии в пилоте подтвердил, отметив, что итоги своего эксперимента компания еще не подводила.

Мосгортранс будет переводить свои эксплуатационные площадки на ЭПЛ поэтапно, уточнил представитель организации. «По итогам успешных испытаний в 2023 г. был проведен открытый аукцион. Победителем первого этапа закупок на право оказания услуг по формированию ЭПЛ стал «Сберкорус». Для полного покрытия потребности Мосгортранса в новом ПО будет проведен еще один аукцион. Победитель определится в рамках конкурентной процедуры», – прокомментировал он.

Путевые листы требуются для того, чтобы решать две основные задачи: подтвердить легитимность нахождения транспортного средства и водителя на дороге в случае проверки ГИБДД, а также списать в расходы затраты на ГСМ, зарплату водителя и прочее для учета и корректной уплаты налогов, объясняет руководитель продукта «Логистика» в компании «СКБ Контур» Павел Коптелов.

Бюджет проекта «Сберкоруса» и Мосгортранса может начинаться от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей, отмечает партнер, лидер практики цифровизации и учета документооборота ДРТ Анна Климова. Мосгортранс – крупная организация, а путевые листы – довольно объемные документы, требующие времени, для того чтобы правильно перевести процесс в электронный вид, рассуждает она. Кроме того, электронный документооборот заставляет делать полный реинжиниринг многих процессов, что в большинстве случаев влечет за собой дополнительные бюджеты по интеграции и автоматизации, отметила Климова.

По оценкам директора центра разработки Artezio Дмитрия Паршина, начальные затраты на аналогичные проекты в других крупных городах на разработку и внедрение индивидуального программного решения могут варьироваться в диапазоне от 50 млн до 100 млн руб. Дополнительно годовые затраты на техподдержку и обслуживание системы могут составлять от 10 млн до 20 млн руб., а расходы на обучение персонала – примерно 5–10 млн руб., подсчитал он. Таким образом, общая стоимость проекта может достигать 65–130 млн руб., исключая годовые операционные расходы.

Сумма затрат до 150 млн руб. вполне реальна, допускает технический директор IT-компании NooSoft Сергей Кондратенко. Кроме того, Мосгортрансу предстоит обеспечить водителей техническими средствами и оборудованием для работы с ЭПЛ и электронными накладными – смартфонами, планшетами, ноутбуками с установленным ПО, что может обернуться дополнительными затратами для компаний, напомнил Коптелов.