В рунете резко выросло число блокировок сайтов за публикации о наркотиках

Это может быть связано с проникновением наркобизнеса на легальные платформы
Максим Стулов / Ведомости

Более 104 000 интернет-страниц с информацией о наркотиках было заблокировано в России в 2023 г., это на 25% больше, чем в 2022 г. (78 800 страниц), следует из статистики Роскомнадзора (РКН), подготовленной по запросу «Ведомостей». Также выросло и число заблокированных страниц, связанных с вовлечением детей в противоправную деятельность, – с 20 700 в 2022 г. до 28 400 в 2023 г., следует из данных регулятора.

По закону в России запрещена публикация информации о методах разработки, изготовления и использования наркотиков, местах их распространения и др. Эта информация наряду со сведениями о пропаганде суицида, экстремизме и детской порнографии подлежит блокировке по ст. 15.1 закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». РКН по материалам уполномоченных органов вносит страницы с этими типами информации в реестр запрещенных сайтов, после чего провайдеры связи обязаны ограничить к ним доступ.

РКН осуществляет блокировку вредоносных страниц, отмечает руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области юрист Александр Хаминский, но эта роль скорее техническая, решения о блокировке принимают уполномоченные органы. В зависимости от типа запрещенного контента это могут быть и сам РКН, и МВД, МЧС, Генпрокуратура и др., добавила преподаватель Moscow Digital School Александра Орехович. «Применительно к пронаркотическому контенту основную роль в решениях о блокировке играет МВД», – говорит юрист. «По вовлечению детей и подростков [в противоправную деятельность] – Росмолодежь», – добавляет Хаминский.

«Сайт с такой информацией блокируется в течение суток с момента получения оператором требования РКН. Скорость принятия решения уполномоченными органами индивидуальна. Но очевидно, что с момента обнаружения противоправного контента до момента блокировки проходит не менее суток», – отметила Орехович. «Такой процесс может занять от недели до месяца. Срок может быть продлен, если потребуется назначить и провести экспертизу», – возражает Хаминский.

Из статистики РКН невозможно понять, выросло ли в целом число противоправных ссылок в интернете или только число блокировок. Но количество страниц с информацией о наркотиках в интернете растет, утверждает директор «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. По ее сведениям, выросло число публикаций о работе закладчиков, а также объем контента, связанного с продажей наркотических веществ.

По мнению эксперта, рост связан с тем, что наркобизнес вышел из зоны даркнета, переместившись на крупные легальные платформы. Среди платформ, на которых наблюдается большое число пронаркотического контента, Мизулина назвала Telegram. В РКН не предоставили данных отдельно по этому мессенджеру.

Распространение подобной информации на платформе популярного мессенджера существенно упрощает доступ к запрещенным веществам, констатирует эксперт. Администрация Telegram неохотно идет на удаление противоправного контента и правоохранители воздействуют напрямую через администраторов сообществ в Telegram для добровольного удаления информации, продолжает она. Также на платформе много блогеров, которые специализируются на пронаркотическом контенте, констатировала она. «Они пропагандируют наркотики, употребляют их в кадре, рекламируют магазины по продаже наркотиков, это очень серьезная тенденция», – отмечает Мизулина.

Особенность страниц с наркотическим содержанием в том, что они не живут дольше двух месяцев: по истечении этого периода они «переезжают» на «зеркала», меняя боты, аккаунт, канал, чат, говорит Мизулина. «К сожалению, именно с этим и связан их рост – они очень быстро отмирают, мало живут и поэтому их много», – поясняет эксперт.

По мнению Хаминского, снизить интенсивность распространения страниц-зеркал с противоправным контентом мог бы механизм временной блокировки вредоносных страниц, когда уполномоченные органы могут мгновенно заблокировать на трое суток ту или иную страницу с противоправным контентом. Уже после этого, считает юрист, РКН мог бы принять окончательное решение, блокировать ту или иную страницу или нет.

Но также выросла и активность граждан, недовольных распространением пронаркотического контента – например, о работе закладчиков. «Люди довольно оперативно отправляют такую информацию и в полицию, и в прокуратуру, и в РКН», – отметила Мизулина. Так что рост числа этих обращений также мог повлиять и на увеличение числа блокировок страниц как с пронаркотическим содержанием, так и с привлечением несовершеннолетних в противоправную деятельность, заключила она.