Российские компании продолжают запускать новые бренды ноутбуков

Потенциально эта техника может занять до 20% рынка, считают эксперты
nerpa-it.ru

На российский рынок в 2023 г. вышло сразу пять новых отечественных брендов ноутбуков и планшетов – Ardor Gaming, Depo Holo, Nerpa, «Зеон», Topdevice. Это следует из таможенной статистики, которой с «Ведомостями» поделился источник в одном из отечественных производителей электроники. Данные подтвердил собеседник, близкий к одному из ритейлеров. Импорт устройств под этими брендами начался лишь в 2023 г., общее количество ввезенных устройств невелико и не превышает 30 000 в год.

Новые российские марки продолжают появляться на фоне ухода крупных международных брендов из недружественных стран, таких как HP и Dell, и волатильности курса рубля, что привело к подорожанию устройств, ввезенных параллельным импортом, рассуждает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Поэтому сегмент стал привлекательным для компаний, которые раньше занимались производством, например, только бытовой техники или разработкой ПО, отмечает он. В частности, на сайте компании Topdevice представлено несколько моделей телевизоров, пылесосов и чайников.

Ardor Gaming – бренд крупного дальневосточного ритейлера DNS, под которым раньше выпускались, например, компьютерные мыши и игровые кресла, отмечает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Согласно статистике, в 2023 г. в страну было ввезено чуть больше 13 000 ноутбуков под этим брендом, но модельный ряд Ardor Gaming на сайте DNS представлен сразу 16 моделями в ценовом диапазоне от 66 000 до 154 000 руб., убедились «Ведомости».

Под брендом Holo компания Depo выпускала ранее только серверы и системы хранения данных. В онлайн-продаже сейчас есть только одна модель Depo Holo – MC14P4 (цена в рознице начинается от 22 000 руб.). Бренд Nerpa – «дочка» российского IT-интегратора OCS. На официальном сайте компании указаны три модели устройств. По словам представителя OCS, устройства собираются на собственной производственной площадке в России из комплектующих, часть которых поставляется из Китая.

В то же время отечественные бренды, успевшие выйти на рынок в 2022 г., например IRU или ICL, в прошлом году увеличили импорт в 5–6 раз до 18 500 и 22 000 шт. соответственно, следует из статистики, а общий ввоз ноутбуков из-за рубежа достиг 2 млн устройств.

Но в 2023 г. импортировали в целом на 40% меньше ноутбуков, чем годом ранее, – только 2,3 млн шт., рассказал «Ведомостям» представитель GS Group. Но продажи оказались значительно выше: всего в России за прошлый год, по данным Fplus, было продано 3,2 млн ноутбуков всех марок на 198,2 млрд руб. Это свидетельствует о росте на 14,2% в штуках и на 12,3% в деньгах год к году.

Пустой рынок и упавший рубль

Оценить долю новых брендов российских ноутбуков, появившихся на российском рынке, практически невозможно, потому что большинство брендов ввезли одну-две партии и продают их постепенно, говорит Вильянов. «Для новичков не очень характерны ритмичные поставки. Плюс ко всему у всех брендов очень разная ситуация. Например, Depo работает на российском рынке уже 20 лет. Ardor Gaming – новый бренд компьютерной периферии. У тех российских брендов, кто играет вдолгую и собирает технику здесь под имеющуюся базу заказчиков, есть перспектива на рынке. У тех, кто решил привезти очередную партию «китайщины» и продать под своим брендом, – вряд ли», – считает эксперт.

Из-за ухода международных брендов и нестабильности курса ноутбуки под российскими брендами в бюджетном сегменте стали конкурентоспособны, говорит независимый эксперт, основатель Telegram-канала «Сурков о маркетинге» Александр Сурков. У нас есть две категории компаний, которые в теории могут предлагать российские бренды ноутбуков, поясняет он. Во-первых, это компании с возможностями производства, но без собственных каналов сбыта, такие как Aquarius, «Байтерг» и Fplus. Во-вторых, это крупные розничные сети, за которыми стоят дистрибуторы, накопившие экспертизу в реализации импортной техники, такие как «Ситилинк», DNS, или маркетплейсы, которые предлагают собственные товары, такие как Ozon, Wildberries и др., перечисляет эксперт.

По его оценкам, доля перечисленных новых брендов в 2023 г. вряд ли более 1% рынка ноутбуков, но в сумме российские марки могли занять до 10%. В то же время если госполитика и требования к локализации не изменятся, а поддержка российского производства продолжится, то российские бренды в целом смогут занять 20% в 2024 г., считает Сурков. Если же российский рынок будут еще больше закрывать от импортной продукции и требования к локализации усилят, а, с другой стороны, покупку российской электроники будут поощрять, например налоговыми льготами, то в перспективе ближайших пяти лет российские бренды ноутбуков могут занять половину рынка, ожидает он.

Новые бренды ориентируются на разные сегменты, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ardor Gaming явно может применяться для игровых целей, в остальных случаях это скорее общие цели в составе готовых решений. Основным драйвером запуска новых российских брендов стало желание крупных производителей смежных сегментов, например серверного оборудования, или крупных дистрибуторских компаний уйти от прямой ценовой конкуренции с иностранными производителями и поставлять продукцию под собственным брендом. Этот тренд можно назвать долгосрочным, указывает Бурмистров. Вероятнее всего, в среднесрочной перспективе будут расти бренды ритейлеров, следом – СТМ маркетплейсов, считает он. Также продажа ноутбуков под собственным брендом достаточно перспективная история и для дистрибуторов и интеграторов, которые могут поставлять ноутбуки в составе комплексного решения вместе с другой техникой, полагает эксперт.

Доля продажи ноутбуков отечественных брендов у «М.видео-Эльдорадо» в III и IV квартале 2023 г. в количественном выражении превысила 10%, увеличившись втрое к аналогичному периоду 2022 г., а также в 2 раза относительно I квартала 2023 г., рассказал представитель ритейлера. «Покупатели готовы рассматривать и приобретать российские бренды, выбирая из цены, качества сборки и технических характеристик», – отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо». Он уточнил, что в конце прошлого года сеть заключила соглашение о сотрудничестве с ICL и начала продажи их ноутбуков под брендом OSiO, производимых в ОЭЗ «Иннополис».

Техника государственного значения

Ноутбуки под российскими брендами в основном закупаются компаниями, которым в свете импортозамещения нужно было заместить технику на условно российскую, соответственно, это школы, чиновники, госкомпании и т. д., говорит основатель Content Review Сергей Половников. Например, как сообщали «Ведомости» 22 января 2024 г., «Сбер» уже тестирует в отделениях около 50 000 ноутбуков и планшетов под собственным брендом, поставки которых стартовали с 2022 г.

По словам Половникова, простые потребители при выборе ноутбука в основном ориентируются на цену, затем на характеристики и только потом на бренд. «Есть очень сильный разрыв между узнаваемостью этих брендов и удержанием клиента», – поясняет Половников. «Они не заслужили еще пока популярности, но берут своей ценой, поставками, ремонтопригодностью, гарантийным сроком, и поэтому их приобретают. Некоторые компании работают исключительно под какие-то цели b2g, т. е. под государственные проекты, которые позволяют им привезти товар российский, но китайской сборки», – считает Кусков.

В целом потребителю интересны такие устройства за счет доступности цен, гарантии, сервисной поддержки, удобства смены операционной системы, перечисляет представитель аналитического ресурса «Чек индекс» компании «Платформа ОФД». Возможность установки российского или open-sourсe софта, прежде всего офисных приложений, выгодно отличает такие девайсы от зарубежных аналогов, снижает риски работы с лицензионными программами иностранных компаний, указывает он. «Российские ноутбуки постепенно станут оборудованием для бизнеса. Правительство будет законодательно стимулировать такой переход, а ритейлеры не смогут обеспечить массовые стабильные закупки и полноценное техобслуживание корпоративных ноутбуков в условиях параллельного импорта», – считает главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов.

«Ведомости» направили запрос в Федеральную таможенную службу.