Fplus запустила в России собственное производство принтеров

Компания планирует делать до 65 000 устройств в год
Freepik

Производитель электроники для корпоративного и госсектора Fplus запустил под подмосковным Подольском производство принтеров и многофункциональных устройств, которые совмещают в себе принтеры, копировальные аппараты и сканеры (МФУ). Пока в линейке всего пять моделей устройств, которые будут выпускаться непосредственно под брендом компании. Об этом «Ведомостям» рассказал заместитель генерального директора Fplus по периферийным устройствам Дмитрий Купцов.

О разработке собственного печатного устройства управляющий партнер группы компаний Алексей Мельников рассказывал в интервью «Ведомостям» в начале 2023 г. Он отмечал, что по техническим характеристикам планируемые устройства должны стать аналогом американского МФУ Lexmark МX-431. Российский бизнес Lexmark Fplus купила еще в августе 2022 г. Разработка устройств велась преимущественно бывшими инженерами Lexmark, уточнял Мельников.

Изначально Fplus вела переговоры о сборке принтеров с российскими контрактными производствами и планировала сфокусироваться на сотрудничестве с китайскими фабриками, говорил топ-менеджер.

Компания представила три модели лазерных монохромных МФУ с ЖК-дисплеем и возможностью цветного сканирования и две модели лазерных монохромных принтеров формата А4 с возможностью беспроводного подключения или подключения по сети, уточнил представитель Fplus. Устройства собираются в России на собственном производстве Fplus, часть комплектующих выпускается за рубежом, добавил он.

По оценке независимого эксперта, основателя Telegram-канала «Сурков о маркетинге» Александра Суркова, объем российского рынка принтеров в 2023 г. составлял порядка 1,8 млн шт. В допандемийном 2019 году он достигал 3 млн устройств и в топ-5 входили американская HP, японские Kyocera, Canon, американская Xerox, японская Brother, говорит Сурков. В 2023 г., по его словам, на 1-е место вышел китайский бренд Pantum, за ним шли HP, Kyocera, Canon и американская Epson. А вот на 6-м месте по популярности оказался российский бренд «Катюша» (ведет сборку в Китае. – «Ведомости») с долей рынка в 3,8%, отметил Сурков.

Сейчас на российском рынке есть несколько крупных игроков, которые занимают свои сегменты, говорит руководитель группы печатной техники компании Treolan (входит в группу «Ланит») Оксана Дозорова. На данный момент самым популярным российским брендом является «Катюша», добавила она: «Это крупный игрок на рынке, который, помимо техники, делает акцент и на сервисе печати. В среднетяжелом сегменте они занимают значимую долю».

~650 000 устройств

составляет российский корпоративный рынок лазерных принтеров А4 в России в 2023 г., по оценке Fplus

Весь российский корпоративный рынок лазерных принтеров А4 составляет сейчас около 600 000–650 000 устройств, отметил Купцов. «Мы планируем только в 2024 г. выпустить не менее 50 000 устройств в сегменте устройств, печатающих 30–40 страниц в минуту, и 15 000 устройств в сегменте 40–50 страниц в минуту. В течение года также планируем запустить производство цветных принтеров», – рассказал он.

«К сожалению, почти вся необходимая электронная компонентная база в России пока не производится. Некоторые используемые компоненты производятся по нашему техзаданию и дизайну у технологических партнеров. Fplus разработала собственную конструкторскую документацию, поэтому может регулировать глубину локализации в зависимости от модели. По мере появления отечественных компонентов мы будем готовы заместить зарубежных поставщиков», – прокомментировал представитель разработчика.

Главным потребителем принтеров Fplus станут прежде всего госструктуры, которые при закупках должны отдавать приоритет российской технике, подтверждает IT-директор компании HFLabs Александр Беслик.

Наличие собственной конструкторской документации позволит Fplus в будущем претендовать на включение оборудования в реестр Минпромторга (учитывает продукцию, признанную отечественной. – «Ведомости»), добавил Купцов. «В силу того что реестр все еще на стадии доработки, а организации госсектора и компании с госучастием не могут приобретать на баланс нероссийские печатные устройства, копится отложенный спрос», – отметил он.

Востребованность принтеров Fplus на b2b-рынке зависит от цены на устройства и расходники к ним, считает Беслик. «Крупные производители, такие как HP и Epson, буквально загоняют своих клиентов в рабство и заставляют покупать только фирменные расходники. Сейчас это особенно дорого. Так что если Fplus сможет предложить хорошую цену, то, возможно, бизнес и заинтересуется», – рассуждает он.

Основным потребителем принтеров Fplus будут госсектор и коммерческие заказчики, замечает Дозорова: «На аппараты данного коммерческого сегмента есть хороший спрос».

На рынок b2c Fplus выходить не будет, считает Беслик. Для домашнего использования покупатели обычно выбирают цветные струйные принтеры, так как они стоят дешевле, но таких принтеров нет даже у ближайшего конкурента Fplus «Катюши», добавил он.