При правительстве собрали научный совет по вопросам дронов

Он займется отсеиванием неэффективных проектов, претендующих на гранты
Freepik

При президиуме правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС) появился Научно-технический совет (НТС), который будет контролировать выполнение мероприятий нацпроекта по БАС. Об этом рассказал «Ведомостям» один из участников НТС и подтвердил собеседник в одном из разработчиков дронов. Совет займется сбором предложений по дополнению паспортов нацпроекта и федеральных проектов в его составе, отчетами по НИОКР, подготовкой рекомендаций для регуляторов по отбору получателей господдержки, консультациями для регионов и развитием международного сотрудничества в области БАС.

Представитель Минпромторга подтвердил «Ведомостям» создание НТС. По его словам, 1 декабря 2023 г. было утверждено положение о Совете и его состав. «Создание НТС продиктовано необходимостью обеспечить прозрачность и синхронизировать направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках национального проекта. НТС по сути является связующим звеном между отраслью с их потребностями в НИОКР и федеральными органами исполнительной власти, курирующими реализацию федеральных проектов "Разработка, стандартизация и серийное производства БАС и комплектующих" и "Перспективные технологии для БАС", – Минпромторгом России и Минобрнауки России», – пояснил он.

НТС создан для координации деятельности и позиций отраслевого сообщества и государства по вопросам поиска, определения и оценки перспективных технологий для отрасли беспилотного воздушного движения, объяснил один из членов НТС, заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков.

В состав НТС вошли представители регуляторов, профильных институтов, компаний-разработчиков, эксплуатантов – например, Минтранса, Росавиации, МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, НИЦ «Аэроскрипт», «Аэромакса», «Ситроникса», «Агримакс.Аэро», «Геоскана», ГТЛК, «Почты России» и др., рассказал один из участников НТС. Компании представлены в совете в основном генеральными директорами, директорами профильных отделов и подразделений, а также инженерами или главными конструкторами.

По словам одного из собеседников, первое совещание совета прошло 26 января. На нем обсуждались вопросы разработки набора специальных программных решений для проведения испытаний и отработки технологий для БАС (ПАК ОРТ БАС), рассказал один из собеседников «Ведомостей». С помощью ПАК можно будет отработать сценарии использования цифровых двойников новых технологий, что позволит доработать решения, выделить перспективные разработки и рекомендовать их в реальной жизни. Разработка ПАК должна быть завершена до конца этого года.

Создание такого ПАК было предусмотрено нацпроектом «Перспективные технологии для БАС», который входит в нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Этот федпроект был подготовлен Минобрнауки и утвержден летом 2023 г., писали «Ведомости». Он предполагает разработку новых материалов, инженерных конструкций, технологий их взлета и посадки и высокомощных аккумуляторов. На эти исследования и разработки в ближайшие семь лет из федерального бюджета планировалось выделить 49 млрд руб., из них 4,6 млрд руб. – уже в 2024 г.

Нацпроект по развитию БАС был утвержден в конце 2023 г., куратором нацпроекта является вице-премьер Андрей Белоусов. Всего весь нацпроект оценивается примерно в 900 млрд руб. до 2030 г., писали «Ведомости» в конце августа 2023 г.

Скорее всего, совет будет отсеивать неэффективные проекты, или так называемых грантожоров, считает гендиректор Центра беспилотных технологий, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Александр Тараканов. «Совет позволит использовать бюджеты, выделенные на развитие отрасли, с пользой», – согласен коммерческий директор компании «Лаборатория будущего», компании – участника рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев. Это позволит проводить оценку технологической зрелости новых продуктов, их потенциал, применимость и реализуемость, полагает он.

НТС должен нести практическую значимость, выразил надежду генеральный директор «Транспорта будущего» Юрий Козаренко. Дело в том, что сегодня нет единой коммуникационной площадки, где бы публично рассматривались направления перспективных разработок в БАС, предельные параметры их применимости в сопоставлении с зарубежными аналогами, сетует он. «Не ответив на вопрос, где мы сегодня находимся с точки зрения конкуренции в мировых технологиях, – в том числе в вопросах разработки литий-ионных аккумуляторов, эффективности винтомоторной группы, дальности и качества связи и др., – поставить правильные цели в нацпроекте, поддержать правильные идеи и компании будет непросто», – считает Козаренко.

Среди главных проблемных зон Камнев назвал радиоаппаратуру, машинное зрение, полетные контроллеры и двигатели. Он рассчитывает, что в 2024 г. отрасль научится делать пропеллеры, а в следующем году – электродвигатели. Пока нерешенным остается вопрос с электроникой, но проблема недостатка чипов имеет общенациональный характер, заметил эксперт. По словам Камнева, вовлечение производителей электронных компонентов и систем связи в НТС способствовало бы развитию отечественной электроники для БАС.

НТС должен ответить на вопросы о том, каких технологий не хватает на рынке, т. е. «запрограммировать» научные организации, занимающиеся НИОКР, и производителей на создание полезных образцов, технологий и решений, говорит управляющий директор технологических конкурсов НТИ Up Great Юрий Молодых. Основная сложность – отбор проектов, солидарен генеральный директор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов. Важно, действительно ли технология востребована на практике и как она будет эволюционировать через 5–10 лет, отмечает он.

Совет может взять на себя функцию выдачи технических заключений на проекты в области БАС, считает генеральный директор «Курсира» Виталий Муниров.

Кроме того, может быть, совет позволит решить проблему со сроками и дороговизной сертификации изделий, надеется Тараканов. Крайне важно по итогам совещаний доводить до сведения участников рынка меры государственной поддержки, например подписание рамочных договоров с производителями для стимулирования разработок и заказа комплектующих, подчеркивает директор Центра компетенций аэрокосмических технологий холдинга Т1 Константин Шадрин.

«Ведомости» направили запросы в Минобрнауки и Минтранс.