В России создали компанию – разработчика межсетевых экранов

Но отечественных инициатив в этой IT-области уже больше, чем глобальных вендоров
Вартан Айрапетян / Ведомости

Основатель компании – производителя электроники Fplus Алексей Мельников зарегистрировал новую компанию, ООО «Русплатформа». ООО займется производством межсетевых экранов, т. е. программно-аппаратных комплексов для фильтрации сетевого трафика. Об этом «Ведомостям» рассказал собеседник, близкий к Fplus. Сам Мельников эту информацию подтвердил, уточнив, что сооснователями компании стали бывший коммерческий директор Schneider Electric (производитель электрооборудования), а ныне совладелец и первый замгендиректора «Систем электрик» Роман Шмаков и бывший финансовый директор группы компаний InfoWatch Василий Кузьменко.

Связаться со Шмаковым и Кузьменко напрямую не удалось. По словам источника «Ведомостей», близкого к Fplus, на данном этапе инвестиции сооснователей составили около 20 млн руб. На эти средства в «Русплатформу» наняли штат разработчиков, закупили серверы и софт для тестирования и доработки существующих решений. Первоначально компания займется разработкой именно межсетевых экранов, «в дальнейшем возможно расширение в части информационной безопасности», уточнил собеседник.

На рынке межсетевых экранов (Next-Generation Firewall, NGFW) последние два года наблюдается стабильный рост, связанный с тем, что после ухода западных вендоров освободилась огромная ниша, говорит коммерческий директор «Кода безопасности» Федор Дбар. На российском NGFW-рынке сохраняются тенденции на постепенную замену продуктов иностранных вендоров на отечественные, подтверждает руководитель департамента расследований T.Hunter, эксперт рынка НТИ SafeNet Игорь Бедеров. По его мнению, среди отечественных разработок стоит отметить UserGate NGFW и InfoWatch ARMA NGFW.

Представитель UserGate уточнил, что заказчиками компании выступают в основном коммерческие и государственные организации, предприятия финансового, энергетического и ряда других секторов. InfoWatch ARMA предлагает два типа решений – для защиты промышленного сегмента, т. е. промышленных систем и технологических сетей, а также многофункциональный межсетевой экран для защиты корпоративной сети, уточнил руководитель отдела по развитию продуктов InfoWatch ARMA Алексей Петухов. Данные решения защищают от угроз и уязвимостей, а также обеспечивают выполнение требований регулятора (ФСТЭК), добавил он.

По словам Бедерова, на 2023 г. до 80% NGFW приходилось на зарубежные решения, а отечественные продукты при этом отставали от них по своему функционалу и техническим характеристикам. «Чтобы устранить эту проблему, в прошлом году была запущена программа создания собственных NGFW, в которой приняли участие ГК "Солар", ВТБ и Positive Technologies», – говорит Бедеров. «Ведомости» направили запросы в указанные компании.

Годовой объем российского рынка кибербезопасности в 2022 г. составил 193,3 млрд руб., писали «Ведомости» летом 2023 г. со ссылкой на исследование Центра стратегических разработок. При этом на Check Point тогда приходилось уже только 4% продаж.

В 2023 г. рынок NGFW составил, по оценкам опрошенных «Ведомостями» экспертов, от 12 млрд до 25 млрд руб. В ближайшие несколько лет он может вырасти, по оценке Дбара, до 30 млрд руб. в год, а по оценке Positive Technologies, предоставленной консультантом компании по безопасности Алексеем Лукацким, – даже до 50 млрд руб. и выше. Такой всплеск, по словам Лукацкого, будет вызван обязанностью российских компаний переходить на отечественные средства защиты во исполнении указа президента о критической информационной инфраструктуре (КИИ).

Сейчас сложно назвать основных игроков на рынке межсетевых экранов, так как часть потребителей продолжают использовать решения иностранных игроков в ожидании новых российских имен, продолжает эксперт. Согласно приведенной Лукацким статистике, лишь 13% компаний используют российские межсетевые экраны. 52% компаний либо приняли решение остаться на иностранных решениях, либо заняли выжидательную позицию. Еще 35% находятся в процессе поиска отечественных аналогов, продолжая оставаться на западных или китайских решениях.

По словам гендиректора «Киберполигона» Луки Сафонова, ниша NGFW составляет десятки миллиардов рублей в год, поэтому «в нее бросились все игроки рынка безопасности, даже непрофильные». На сегодняшний день около 30 компаний в России заявили о разработке своих NGFW и это больше, чем число игроков на мировом рынке, отмечает Лукацкий. Однако именно у новых компаний перспективы в этом сегменте выше, так как «они делают правильно – с нуля, а не пытаются допиливать существующие решения», считает он.

Как отмечает Дбар, субъекты КИИ, которые сейчас продолжают пользоваться зарубежными NGFW-решениями через параллельный импорт, должны будут провести импортозамещение в сжатые сроки, так как они попадают под требования регуляторов о переходе на российские решения с 1 января 2025 г. Остальные смогут и дальше использовать параллельный импорт, пока есть такая возможность, добавляет эксперт.

Рынок NGFW сейчас достаточно оживлен, но импортозамещение «идет вяло», считает Сафонов. В основном ищут схожие по качеству решения, поясняет Бедеров. «Активно тестируют отечественные аналоги, но не спешат на них переходить. Сказываются их слабая надежность и проблемы с поддержкой», – подчеркивает эксперт. «Российские решения объективно не дотягивают до уровня, к которому привыкли пользователи. И к компромиссам мало кто готов, так как вокруг межсетевого экрана выстроены основные процессы безопасности», – поясняет Сафонов.