Смартфоны брендов КНР заняли уже 80% импорта в Россию в 2023 году

Основная ниша этой техники – по-прежнему недорогой массовый сегмент
Евгений Разумный / Ведомости

Доля китайских брендов смартфонов в импортных поставках в Россию в 2023 г. достигла 79%, что на 4 п. п. выше, чем в 2022 г., и на 29 п. п. – чем в 2021-м. Импорт смартфонов в Россию за 2023 г. увеличился на 13% до 29,5 млн штук, что, в свою очередь, связано с эффектом низкой базы в 2022 г., говорится в исследовании GS Group (есть в распоряжении «Ведомостей»).

Лидером по количеству ввезенных в Россию смартфонов стала китайская Xiaomi, доля бренда в прошлом году в общем импорте составила почти 30% (9,1 млн шт.), в 2022 г. было ввезено 8,3 млн смартфонов Xiaomi. Другие китайские бренды, Tecno и Infinix, заняли второе и четвертое места по поставкам – 4,5 млн и 3 млн устройств, или 13,8 и 9,6% импорта соответственно. Поставки Infinix выросли год к году почти в три раза, Tecno – в 1,6 раза. По подсчетам GS Group, самыми популярными моделями стали Tecno Spark 10C и 10 Pro; Infinix Note 30, Note 30i и Hot 30i.

На третьем месте в 2023 г. оказался корейский Samsung, который ввез в Россию 3,3 млн устройств – на 11% меньше, чем в 2022 г., и более чем в три раза меньше, чем в 2021 г. Всего компания заняла в прошлом году 10,2% от общего рынка. Основной упор был сделан на ввоз большого количества различных моделей A-серии. Пятое место по количеству ввезенных устройств занимает американская Apple (2,5 млн шт.), доля которой с 2021 г. упала в 1,8 раза – с 14,3 до 7,8%. Больше всего компания поставляла iPhone 13, iPhone 14 и iPhone 15.

По оценке «М.видео-Эльдорадо», продажи смартфонов в целом по России за 2023 г. увеличились на 25% более чем до 30 млн штук, что сопоставимо с показателями 2021 г. Доля китайских производителей достигла своего исторического максимума на российском рынке – более 75% в количественном выражении и порядка 50% в денежном, отмечает представитель торговой сети. По словам представителей Ozon и Wildberries, в 2023 г. доля китайских смартфонов выросла и составила около 80% в штучном выражении. Раскрыть доли каждого из брендов представители Ozon и Wildberries отказались.

Впервые в тройке наиболее популярных брендов в штучных продажах в России оказались китайские компании – Xiaomi, Tecno и Realme, говорит представитель «М.видео-Эльдорадо». За ними следуют Samsung, Infinix и Apple, добавляет представитель ритейлера. «Сложно сказать, получится ли у китайских новичков удержать свои позиции, но на данный момент тенденции исключительно положительные», – говорят аналитики GS Group.

Россияне чаще всего выбирают смартфоны в средней ценовой категории, 15 000–30 000 руб., говорят эксперты «Чек индекс» компании «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных). В данной ценовой категории более 70% устройств представлено китайскими брендами, а в совокупности по всему рынку – более 50%. В частности, в топ-3 брендов входят Xiaomi, Realme, Honor, добавляет представитель «Платформы ОФД». По его словам, во второй половине 2023 г. активнее – на 35% год к году– возрастал спрос на более дорогой сегмент – от 60 000 руб., где больше представлены Apple и Samsung, но спрос на них больше сосредоточен в крупнейших городах.

По словам представителя «М.видео-Эльдорадо», в штучных продажах до 60% увеличилась доля устройств стоимостью до 15 000 руб., в денежном выражении на них пришлось порядка 25%. Смартфоны дороже 50 000 руб., как и годом ранее, в денежном выражении заняли 40% продаж, а в количественном – 10% рынка. В денежном выражении лидерство удерживает Apple, подчеркнул представитель «М.видео-Эльдорадо».

По информации из официального Telegram-канала GS Group, политика открытых дверей для Apple и Samsung, несмотря на их официальный уход, помогает им удерживать позиции в России. Но хорошо виден технологический рост китайских конкурентов, который уже позволяет переходить от простой конкуренции по цене к соревнованию технических характеристик, надежности устройств и дистрибуторской и сервисной политики, указано в исследовании.

Рост импорта в количественном выражении связан с изменением структуры импорта в пользу более дешевых китайских брендов и с поправкой на курс валют сопоставим с 2022 г., говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Прирост китайских устройств продолжится, но незначительно, так как ресурс для быстрого роста исчерпан, считает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Скорее, начнется борьба за долю рынка среди китайских производителей, предполагает эксперт.

«C рынка практически исчез премиальный бренд Oppo, и недавнее распространение международной гарантии на флагманы этого бренда на Россию говорит, что планируется возвращение, – приводит пример Вильянов. – Также на китайском рынке после санкций снова воспрял Huawei, и Россия выглядит естественным рынком для нового начала международных продаж».

По словам Бурмистрова, при оценке доли Apple и Samsung нужно учитывать, что часть импорта мы не видим, так как часть товаров возилась как товары для личного пользования, а часть покупалась за границей. При этом ближе к концу 2023 г. смартфоны Apple и Samsung в России стали самыми дешевыми (по сравнению с ценами на них в других странах. – «Ведомости»), говорит Бурмистров. Во-первых, это связано с отсутствием рекомендованных цен, во-вторых, с определенным переизбытком товаров, поставленных по параллельному импорту, и, в третьих, с беспрецедентными промоакциями, поясняет он.

По словам Вильянова, снижение поставок Apple в два раза связано с тем, что на новых моделях не работают базовые функции, например бесконтактная оплата, есть проблемы с установкой важных приложений и, главное, отсутствует гарантийный ремонт на территории России. Кроме того, отмечает он, полностью отсутствует отсрочка платежа: «Бизнес-модель официальной розницы под такое просто не заточена».

Samsung за счет относительно большой маржинальности щедро поддерживал розницу, а также проводил рекламные кампании и работал с лидерами мнений, говорит Вильянов. «После ухода компании из России все активности прекратились, и с точки зрения продавцов и покупателей Samsung стал просто одним из производителей смартфонов на Android, – считает эксперт. – Сейчас Samsung пытается снова раскрутить маркетинговые активности через партнеров. О результатах этих усилий можно будет судить по итогам 2024 г.».

Доля Apple и Samsung продолжит снижаться, считает Бурмистров. «Samsung – более быстрыми темпами, потому что он быстрее уступает долю рынка. А Apple будет сокращаться медленнее, так как у компании очень сильный бренд и многие еще не вышли за пределы экосистемы», – заключил эксперт.