В России проведут эксперимент по наблюдению за БПЛА из космоса

Стоимость проектов по запуску более 50 спутников может превышать $700 млн
Евгений Разумный / Ведомости

Российская IT-компания Sitronics Group, занимающаяся в том числе запуском малых космических аппаратов, и производители беспилотников «Птеро» и «Аэромакс» проведут эксперимент по наблюдению за дронами со спутников. Sitronics Group в 2024 г. планирует запустить четыре космических аппарата с IoT, которые позволят обеспечить беспроводную линию связи для беспилотников с большим радиусом действия. Об этом заявил президент Sitronics Group Николай Пожидаев на отраслевом мероприятии Национальной технологической инициативы 13 марта. Представители «Аэромакса» и «Птеро» подтвердили участие компаний в эксперименте.

«Эксперимент будет заключаться в том, что мы на открытом протоколе АИС (автономной идентификационной системы) протестируем возможность обеспечения связи с беспилотником за горизонтом. Для этого он пролетит на удалении более 100 км от точки управления, и мы организуем мониторинг объектов с дрона, а также передачу телеметрии в центр управления», – пояснил Пожидаев. В 2023 году Sitronics Group создала более 100 спутников, которые в этом году поэтапно выводятся на орбиту, часть из них будет задействована в эксперименте. Финансирование проекта топ-менеджер не раскрыл.

Эксперимент с действующими АИС-спутниками должен помочь оператору космической группировки и производителям дронов проверить работу связи за горизонтом, т. е. научить беспилотники сбрасывать свои координаты и местонахождение в пространстве, уточнил Пожидаев. «Сейчас, когда беспилотник уходит за горизонт радиовидимости, он выполняет полетное задание и по расчетному времени возвращается обратно, но что-то может произойти, и никакой обратной связи с ним не будет. Передача телеметрии – это первый шаг к тому, чтобы понимать местоположение дрона в пространстве», – рассказал топ-менеджер.

Использование спутников позволит увеличить дальность полетов БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) для решения задач различных отраслей экономики, в том числе промышленности, сельского хозяйства, а также мониторинга транспорта и инфраструктуры, перечисляет Пожидаев. Это даст возможность отследить местоположение беспилотников массой менее 30 кг. В перспективе 2–3 лет 50–70 спутников смогут следить за перемещениями дронов в пространстве, ожидает топ-менеджер. Но их финальное количество будет зависеть от выбранных протоколов связи и технических характеристик аппаратов. По словам Пожидаева, сейчас рассматриваются как минимум пять различных протоколов.

С помощью GPS дрон может лететь по заранее заложенной программе (координатам) и повлиять на траекторию его движения в процессе полета оператор уже не может, объясняет генеральный директор Comnews Group Леонид Коник. В то же время в пути для БПЛА может возникать множество сиюминутных помех – от погодных условий до встречного дрона, а сотовые сети на земле не всегда доступны для дрона. Поэтому, по словам эксперта, спутник является более надежным решением: он «светит» сверху и охватывает любую территорию, вплоть до глухих лесов и морской акватории, где базовых станций мобильной связи нет. К тому же сигнал GPS часто глушат, причем это делают не только силовые структуры, но и, например, охранные предприятия, пояснил Коник. Дроны, управляемые со спутника, могут использовать для доставки, аэрофотосъемки (в том числе при поиске пропавших людей) и мониторинга объектов на предприятиях, имеющих распределенную инфраструктуру (трубопроводы, ЛЭП и проч.), перечисляет эксперт.

116 млрд руб.

поручил выделить на развитие высокоскоростного спутникового интернета президент России Владимир Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию 29 февраля 2024 г. Этот проект, по его словам, должен обеспечить «доступ к высокоскоростному интернету практически на всей территории России»

Отслеживание дронов через спутники – логичное решение, согласен генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин. «Миниатюризация электроники и удешевление спутников сделали возможным контроль дронов при длительных полетах: каждый космический аппарат может вести передачу данных где-то полчаса, а четыре спутника на одной орбите смогут поддерживать ее постоянно, передавая друг другу», – полагает он. Технически это не так просто, именно для этого и нужен эксперимент, говорит эксперт.

Частные инициативы в космической сфере, как правило, более гибкие, чем государственные, поэтому у Sitronics Group есть все шансы показать желаемые результаты в краткосрочной перспективе, считает ректор СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича Руслан Киричёк. «Возможность в ближайшем будущем пилотировать дроны через спутниковый канал – это новация, которая ставит серьезные вызовы перед исполнителями, – поясняет ученый. – В связи с большими сетевыми задержками при передаче данных, которые препятствуют управлению дроном в реальном времени, возникает необходимость разработки новых протоколов и технологий для этих целей. Апробированных механизмов нивелирования сетевой задержки для пилотирования дронов через инфраструктуру мобильных операторов связи и низкоорбитальную спутниковую группировку пока нет. Данное решение необходимо протестировать и понять его эффективность», – говорит он.

Отдельная группировка исключительно для управления беспилотниками едва ли окупится, считает Коник. В мире подобные услуги предлагают операторы, располагающие многофункциональными спутниками на низких орбитах. Например, такие услуги для БПЛА предлагает Iridium, но его основными услугами являются голосовая связь и IoT с низкоорбитальных космических аппаратов. SpaceX (компания владеет низкоорбитальной группировкой Starlink Илона Маска) в июне 2023 г. договорилась о сотрудничестве с RDARS Inc., которая создает автономное решение для управления дронами и роботами в реальном времени, отмечает Коник. Причем партнерство, по словам эксперта, связано исключительно с антидроновой защитой, поскольку толчком к этому соглашению послужили многочисленные обвинения в адрес Starlink в помощи управления дронами СБУ на Украине.

Тема управления дронами вне зоны видимости набирает обороты во всем мире и уже появился общепринятый термин: управление BVLOS (beyond visual line of sight), продолжает Коник. К примеру, управление гражданской авиации Великобритании (CAA) работает над нормативной базой, которая позволит выполнять полеты беспилотников BVLOS в воздушном пространстве к 2026 г.

В теории обеспечить спутниковую связь для дронов может любой оператор с группировкой спутников на негеостационарных орбитах, допускает эксперт. Из потенциальных участников Коник назвал спутниковую систему «Гонец» и «Бюро 1440». По его оценке, группировка из 50–70 универсальных спутников для обеспечения широкополосного доступа к интернету с ракетами для их запуска, а также с учетом затрат на страхование пусков и первого года на орбите обойдется не менее чем в $700–800 млн.