Минтруд и Росмолодежь создадут рекламу против интернет-мошенников

В 2023 году такие ролики уже делали ЦБ и VK совместно с Минцифры
Freepik

В целях борьбы с телефонными и интернет-мошенниками Минтруд и Росмолодежь займутся созданием социальных роликов, адресованных пожилым и несовершеннолетним гражданам, которые планируется демонстрировать на телевидении и в интернете. Отчитаться о подготовке роликов необходимо до конца июля. Такое поручение дали по итогам заседания правительственной комиссии по профилактике правонарушений под председательством министра внутренних дел Владимира Колокольцева.

«Ведомости» ознакомились с протоколом заседания, его подлинность подтвердил источник в правительстве. Представитель Минтруда подтвердил, что соответствующее поручение прорабатывается ведомством совместно с Росмолодежью.

«При этом отмечаем, что Минтруд России ведет активную работу в направлении кибергигиены и киберпросвещения среди представителей старшего поколения. Так, совместно с Центральным банком России проведена информационная кампания, в рамках которой разработаны видеоролики и плакаты по финансовой безопасности. Это пользовательская информация о том, как защититься от телефонных и онлайн-мошенников, от фишинга, и инструкции, что делать, если с карты украли деньги. Все материалы направлены в субъекты РФ и размещены в организациях социального обслуживания», – добавил он.

Кроме того, в рамках программы «Активного долголетия» в комплексных центрах социального обслуживания населения регулярно проводятся мероприятия для пожилых людей по противодействию интернет-мошенникам, напомнил представитель министерства.

В рамках реализации программ «Активного долголетия» работает свыше 3000 университетов «третьего возраста», еще более 300 клубов общения создал на базе своих отделений СФР. Специалисты обучают граждан навыкам компьютерной и финансовой грамотности, правилам безопасности при осуществлении электронных платежей, пользованию дистанционными сервисами. В 2023 г. такое обучение прошли около 200 000 граждан старшего поколения, по финансовой и правовой грамотности – более 350 000 человек», – рассказал представитель Минтруда.

«Ведомости» также направили запросы в МВД и Росмолодежь.

Необходимость в создании таких роликов связана прежде всего с ростом мошенничества в цифровой среде, следует из протокола заседания.

В феврале «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) писали, что 67% опрошенных россиян сообщили о том, что им звонили телефонные мошенники за последние полгода-год. Этот показатель растет: в 2022 г. о таком опыте заявляли 63% респондентов, в 2021 г. – чуть больше половины граждан (57%, +10 п. п. за три года).

По данным ЦБ, злоумышленники в 2023 г. провели 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов и похитили у граждан и бизнеса 15,8 млрд руб. Это на 33% больше по количеству и на 11,5% больше по объему, чем в 2022 г. При этом банкам удалось вернуть клиентам только 8,7% – почти 1,4 млрд руб. – от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиента. Для сравнения: в 2022 г. этот показатель составил 4,4%, или 618,4 млн руб.

Предложение МВД – не первая инициатива, направленная на борьбу с телефонным и интернет-мошенничеством.

Например, весной 2023 г. Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) выпустил серию роликов об опасностях VPN, которые транслировались во «В контакте». Помимо того, в 2023 г. VK совместно с Минцифры запустила для пассажиров московского метро серию видеороликов, в которых разбирали существующие схемы интернет-мошенничества и доступные способы защиты от них, рассказал представитель компании.

На 2024 г. социальные проекты, направленные на развитие цифровой культуры, есть и у Иннополиса. Выступая на заседании секции Совфеда по развитию цифровой экономики, ректор Иннополиса Александр Гасников заявил, что у университета есть «некоторая договоренность с каналом «Россия 24». «С мая, скорее всего, будет запускаться цикл передач типа «Очевидное невероятное». Это согласуется в том числе с Дмитрием Чернышенко. Одна из первых передач планируется про дипфейки», – заявил он.

Соцреклама для борьбы с мошенниками

В декабре 2023 г. ИРИ (оператор социальной рекламы в интернете) публиковал статистику, из которой следовало, что с 2021 г. объем бесплатно размещенной социальной рекламы достиг 40 млрд показов, а за первое полугодие 2023 г. было показано 10 млрд роликов.
«Если говорить о кампаниях на тему мошенничества, крупная история в 2023 г. была с ЦБ – по профилактике телефонного мошенничества», – привел пример представитель ИРИ, но не назвал конкретные данные.
На 2024 г., согласно заключению комитета Госдумы по просвещению, в федеральном бюджете на создание и размещение социальной рекламы в интернете было заложено 200 млн руб., которые должны были быть выделены в рамках финансирования федерального проекта «Цифровая культура».

Идея создания такого контента не нова, подтверждает генеральный директор Datananny, эксперт рынка НТИ SafeNet Иван Линдберг: есть профильные подразделения и некоммерческие организации, которые регулярно многие годы подряд выпускают видеоматериалы и анимации на тему противодействия мошенничеству, в том числе в интернете. Есть отраслевые конкурсы и грантовые программы, направленные на поддержку таких проектов, добавляет он.

Такие ролики являются довольно сильным инструментом, считает Линдберг: «Можно вспомнить, как 20 лет назад везде говорили про вред наркотиков, и сегодня это явный красный флаг в массовом сознании».

В корпоративной среде есть мероприятия, направленные на вовлечение всех сотрудников в процессы безопасности и информирование их о проблемах, отмечает заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков. Для работы с массовым сознанием нужна комплексная программа, создающая необходимый информационный фон о проблемах для формирования типового поведения в ситуации звонка от незнакомца, говорит эксперт.

Такие ролики могут быть посвящены вопросам осторожности с электронными письмами и сообщениями в мессенджерах, базовым принципам защиты личной информации, выбору надежного пароля или способам применения двухфакторной аутентификации, перечислил Пермяков: «В роликах нужно формировать понимание типового поведения мошенника <...> Нужно акцентировать внимание на конкретных угрозах, методах защиты, типовых сценариях, которые демонстрируют реальные ситуации мошенничества и эффективные способы их предотвращения».