Производство российских смартфонов Highscreen возобновят в Китае

Эксперты предупреждают, что гаджетам придется выдержать конкуренцию с китайскими «брендами-дискаунтерами»
Десять лет назад Highscreen продавала каждый сотый смартфон в России/ Андрей Гордеев / Ведомости

АО «СМИ холдинг» 11 апреля 2024 г. получило сертификат соответствия техрегламенту ЕАЭС на серийный выпуск трех моделей смартфонов Highscreen. Информация об этом опубликована на портале Росаккредитации. Сертификат, необходимый для производства и продажи смартфонов в странах ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения), выдан на три модели Highscreen – 13 Lite, 13М и 13 MAX5.

В СПАРК данных о владельцах АО «СМИ холдинг» нет. Представитель компании говорит, что она основана Александром Калининым. Он известен также как основатель Национальной компьютерной корпорации. Калинин ранее заявлял «Коммерсанту», что собирается возобновить производство смартфонов Highscreen и рассматривает как выпуск устройств на российских заводах, так и контрактное производство на китайских фабриках.

В карточке сертификата указаны две производственные площадки – Ganzhou Ling Gan Xin Technology Co в Китае и московский юридический адрес АО «СМИ холдинг» на 22-м км Киевского шоссе. Первые образцы смартфонов были получены 22 января 2024 г., следует из карточки.

Сейчас «СМИ холдинг» принимает решение о финальном образе линейки смартфонов и ПО, с которыми будет выходить на массовый рынок, рассказал «Ведомостям» президент «СМИ холдинга» Григорий Сизов. «Первая партия действительно планируется к производству в Китае по экономическим причинам, но важно отметить, что мы самостоятельно проектируем устройства – это позволяет использовать любые производства, с одной стороны, а с другой – максимально адаптировать ПО под нужды наших пользователей с точки зрения как удобства, так и системных функций», – отметил топ-менеджер.

По данным «Коммерсанта», Калинин планировал вложить в проект 10 млрд руб. Смартфоны будут работать на ОС Android, а проектировал их основатель «Вобис компьютера» (ранее выпускал смартфоны Highscreen) Вадим Копин. Планировалось выпустить первую партию до 100 000 устройств уже в декабре 2023 г.

Представитель Калинина отказался отвечать на вопрос о причинах задержки и новой дате выпуска смартфонов. Также он не стал комментировать технические характеристики моделей смартфонов.

Розничная цена устройств будет составлять от 10 000 до 30 000 руб., заявлял Копин «Коммерсанту». К 2026 г. компания планирует занять до 10% российского рынка, т. е. 3–3,5 млн устройств. По подсчетам МТС, в 2023 г. в России было продано 30,7 млн устройств на 681 млрд руб. Рынок вырос на 26% в штуках и на 22% в денежном выражении.

Гаджеты Highscreen появились на российском рынке в 2009 г., тогда компания представила первый в России Android-смартфон Highscreen PP5420. Последней моделью марки стал MAX3, презентованный в 2019 г. С 2020  г. новую продукцию компания не выпускает. ООО «Вобис компьютер», которое занималось выпуском Highscreen, было признано банкротом в августе 2019 г.

«Highscreen делала модели достаточно хорошего качества с интересными фишками: улучшенные звук, камера, батарея и т. д.», – напомнил независимый аналитик Сергей Вильянов. Исторический пик популярности Highscreen пришелся на 2013–2015 гг., когда покупка гаджетов на трансграничных маркетплейсах (AliExpress, eBay) была «уделом узкой прослойки энтузиастов», а 60% российского рынка делили между собой высокомаржинальные корейские (LG, Samsung), тайваньские (HTC) и японские (Sony) бренды, а также Apple iPhone, поясняет главный редактор Ferra.ru (входит в Rambler & Co) Евгений Харитонов. Еще 40% рынка принадлежали брендам второго или третьего эшелона (Fly, Alcatel, Explay, Philips, IconBit и др.).

За счет почти полного отсутствия китайских крупных брендов и низкой осведомленности покупателей о трансграничных покупках российские бренды удерживали сегмент рынка до $300 (бюджетные смартфоны LG, Samsung и HTC стоили от $250), отметил эксперт.

В 2013 г. смартфоны Highscreen продавались в РФ сотнями тысяч штук, доля бренда достигала 1,1%, подчеркивает Харитонов. «Но по мере прихода китайских брендов Highscreen теряли рыночную долю, – продолжает он. – Если в 2017 г. компания выпускала пять моделей и подавала признаки жизни, то в 2018 г. вышла только одна модель, в 2019 г. – еще одна, и с тех пор уже пять лет смартфоны Highscreen не присутствуют на рынке».

По мнению Вильянова, у Highscreen теперь есть только одна реальная возможность – производить что-то под предварительно заключенные контракты с государственными учреждениями и предприятиями. «Другая гипотетическая возможность – это уход с российского рынка всех китайских производителей, но в такое верится с трудом», – заключает Вильянов. «Сейчас проект может выжить только за счет очень низкой цены, но я не уверен в готовности возрожденной Highscreen годами работать в убыток», – заключил аналитик.

По словам Харитонова, в 2024 г. на китайские бренды приходится свыше 70% рынка смартфонов, а топ-6 брендов (китайские Xiaomi, Tecno, Realme, Infinix, а также Samsung и Apple) занимают 84% рынка в штуках. Это означает, что «давить ценой» ради узнаваемости и рыночной доли будет крайне проблематично: Xiaomi, Realme, Tecno и Infinix – это уже бренды-дискаунтеры с миллионными продажами, а значит, и с низкими издержками.

На рынке смартфонов в России остались только две незанятые ниши, считает Харитонов. К ним относятся экстремально дешевые смартфоны стоимостью до 6000 руб. и бюджетные с большими аккумуляторами (от 6000 мАч).

«В смартфонах среднего класса (от 20 000 руб.) Highscreen конкурировать не сможет: у брендов, которые закупают OEM-смартфоны, нет в распоряжении современных процессоров и компетенций для настройки камер с упором на качество съемки, – считает Харитонов. – Остается выпускать либо конструктивно устаревшие смартфоны с розничной стоимостью до $65 для самых нетребовательных покупателей, либо смартфоны-долгожители в ходовом ценовом коридоре от 6000–20 000 руб.».

Среди сложностей выхода Highscreen на рынок Вильянов назвал невозможность купить на китайском контрактном производстве эксклюзивные модели смартфонов и вероятность встретить точно такой же аппарат под другим брендом на российском рынке, практически полное отсутствие ценового маневра и очень высокую конкуренцию.

Проблема проекта также в том, что американский Google не выдает российским производителям смартфонов лицензию Google Mobile Services (GMS, сервисы геолокации, push-уведомлений и проч.). «Если они выпустят смартфоны без GMS, а следовательно, без магазина приложений Google Play, им придется ставить только Rustore или иные отечественные сторы», – поясняет источник в компании на рынке электроники.