Технологии
Бесплатный
Олег Сальманов
Статья опубликована в № 4312 от 28.04.2017 под заголовком: Тема недели: Назад в будущее

Назад в будущее

Компании Кремниевой долины соревнуются в том, кто сильнее поразит воображение инвесторов
Олег Сальманов, редактор отдела «Технологии и телекоммуникации»

Сервис по онлайн-заказу такси Uber объявил о намерении через три года показать всему миру летающий автомобиль, а через шесть лет уже начать использовать его для перевозки пассажиров. Причем в перспективе цена летучего такси будет не выше нынешних тарифов Uber. Какие технологии будут для этого использованы, как компания собирается добиться столь разительной дешевизны, она не сказала.

Uber – самый дорогой стартап мира. Согласно информации The Wall Street Journal (WSJ), в июне 2016 г. инвесторы оценили его в $68 млрд. Тогда компания разместила акции на $3,5 млрд. Всего же за восемь лет существования инвесторы вложили в Uber $12,9 млрд, а вместе с долговым финансированием инвестиции составили около $15 млрд. По информации газеты, из этой суммы у Uber осталось около $7 млрд. И пока компания продолжает терять деньги – за 2016 г. ее чистый убыток составил $2,8 млрд. Если не получится сократить его, то оставшихся денег хватит на 2,5 года. При этом, прямо скажем, эффективность бизнес-модели пока не доказана. Компания агрессивно пытается выжить конкурентов – демпингует, используя свои огромные финансовые возможности, платит водителям за поездки в среднем больше, чем получает от клиентов.

Таким образом, не исключено, что Uber в скором времени потребуется новое финансирование. А между тем бум на венчурные проекты постепенно проходит: в I квартале 2017 г. венчурные инвестиции в США упали на 30%. А у Uber и так в последнем раунде финансирования оценка выросла незначительно – за полгода на 5,4%. То есть можно констатировать, что идея «уберизации» рынка такси уже продана и если компания хочет найти инвесторов, то ей надо поискать новую идею.

Так что, думаю, не случайно Uber сейчас с такой прытью занялся освоением технологии беспилотных автомобилей. Но и эту идею продать становится все сложнее – на этот рынок выходят все новые и новые участники, в том числе и традиционные автопроизводители. А вот про летающие автомобили пока говорят не часто (правда, не так давно журналисты обнаружили у Эрика Шмидта из Google аж целых два таких стартапа), и здесь можно выступить пионером, а чуть позже собрать урожай новых инвесторов.

Проблема в том, что инвесторам, ошарашенным порой совершенно фантастическими заявлениями новаторов из Кремниевой долины, становится все сложнее отличить зерна от плевел. Facebook заявляет, что собирается читать мысленную речь своих пользователей без всякого там вживления электродов. А Илон Маск радует сообщениями – то он готов строить тоннели под землей, поскольку устал от пробок, то разрабатывает интерфейс мозг – компьютер. Инвесторы разрываются между гениальными идеями.

И над всем этим великолепием реет призрак Theranos, два года назад оцененного инвесторами в $9 млрд. Компания утверждала, что она проводит полный спектр лабораторных тестов, используя лишь несколько капель крови из пальца. Но потом WSJ сообщила, что большую часть тестов Theranos проводит на традиционном оборудовании, приобретенном у других компаний, и лавина исков, штрафов и уголовных дел поглотила компанию, которая вынуждена была переориентироваться на другую бизнес-модель.

Так что один летающий автомобиль венчурным инвесторам сегодня точно не помешал бы – DeLorian из фильма «Назад в будущее». Чтобы слетать на нем, скажем, в 2023 г. и узнать, что из сегодняшних заявлений компаний Кремниевой долины реализовалось на практике.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more