Статья опубликована в № 3928 от 30.09.2015 под заголовком: «Пока мы продолжаем расти темпами 300% в год, мы сосредоточены на росте»

«Пока мы продолжаем расти темпами 300% в год, мы сосредоточены на росте»

Что нельзя купить ни за какие деньги и в чем главная заслуга мобильных приложений – рассказывает Шахар Вайсер
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Пять лет назад стартап GetTaxi по созданию виртуальной диспетчерской заказа такси казался многим скорее новой забавой предпринимателей-технарей, чем серьезным бизнесом. Выросшая на основе мобильного приложения компания Gett сейчас работает в 54 городах по всему миру, включая Нью-Йорк, Лондон, Тель-Авив, Москву и Санкт-Петербург, а ее сервисом пользуются более 10 млн человек. Сейчас Gett осваивает новые ниши услуг для потребителей – от доставки еды и маникюра до капитального ремонта. Главный принцип – мобильные приложения дают возможность людям экономить время на бытовых услугах и освобождают от рутины, чтобы они могли тратить время на то, что им действительно нравится, отмечает основатель компании Gett Шахар Вайсер: «Мобильный телефон – это уникальное конкурентное место». На этой неделе Gett преподнес сюрприз конкурентам, запустив новый тариф такси на 40% дешевле.

– Рынок такси сложно было назвать цивилизованным, когда вы начинали проект GetTaxi. С тех пор все сильно поменялось: заказ такси через мобильное приложение стал нормой, цены снизились, нелегальные извозчики были вытеснены технологичными сервисами типа GetTaxi, Uber, «Яндекс.Такси». Почему вы решили идти в другие секторы услуг? Стало тесно?

– Мы действительно начинали с транспорта. Но построение транспортной вертикали услуг позволило нам разработать технологию, которую можно применять и в других сегментах.

– В чем суть вашей концепции?

– Мы реализовали идею, которая будоражила умы нашей команды.

Технологию и операционные навыки, которые мы обкатали на заказах такси, в итоге можно применить в других нишах, которые касаются сектора услуг. Это все те услуги, которые сопутствуют вашей жизни, например покупка продуктов, заказ обеда или услуги для дома – все то, на что вы тратите время. Сейчас во всем мире один тренд – человек стремится к максимальному делегированию полномочий. Ведь нет никакой ценности в том, что вы лично уберете свою квартиру. Может, лучше, чтобы с помощью нашей компании вы могли высвободить время и максимально использовать его на то, что вам больше нравится делать?

– На чем вы еще собираетесь сэкономить время потребителям?

– С июля с помощью приложения Gett можно заказывать суши, а позднее можно будет заказывать любую еду – бургеры, пиццу или базовые продукты из супермаркета. Речь идет именно о базовых продуктах. На этом этапе наша компания не собирается заменить 100% из того, что вам нужно сделать, но 80% точно – это и транспорт, и еда, и уборка, и химчистка, и мелкие бытовые задачи по дому. Согласитесь, ведь всегда хочется нажать магическую кнопку, чтобы по мановению палочки было сделано то, что вам нужно в быту. Теперь такая возможность есть.

Шахар Вайсер
Основатель и генеральный директор компании Gett
  • Родился в 1975 г. в Москве, в 16 лет переехал в Израиль. Окончил академический колледж «Тель-Авив – Яффо»
  • 1997
    Основал первый стартап InfoAuto, в 1998 г. – National Board Ltd. (сервис объявлений)
  • 2000
    Менеджер по продажам в американской Comverse, в 2002–2005 гг. – гендиректор Comverse Russia, в 2006 г. основал Trusted Opinion, в 2008 г. – сервис Loyalize
  • 2009
    Основал Private Investment Fund в Израиле. В 2010 г. – онлайн-сервис коллективных покупок Vigoda.ru, возглавил совет директоров
  • 2010
    Совместно с Роем Мором основал компанию GetTaxi (с июля 2015 г. – Gett) и возглавил ее совет директоров

– Сколько услуг должно быть запущено?

– Наша цель – запускать новую вертикаль услуг каждый месяц. Это в идеале.

И кстати, после того как мы выпустили волшебного джинна – сделали объявление о новых услугах, количество потенциальных контрагентов выросло необычайно. Нам казалось, что мы сделали универсальную карту развития бизнеса по услугам, но оказалось, что есть много идей, о которых мы даже не думали.

– А в идеале что бы вам хотелось?

– Потенциальных категорий, естественно, больше, чем мы способны сделать сейчас. Но выпускать новый сегмент услуг раз в месяц – это неплохой план, я вас уверяю.

В первую очередь это касается транспорта. Наша цель – быть альтернативным средством передвижения вашему личному автомобилю. Чтобы этого добиться, надо понижать цены, но при этом увеличивая загрузку водителя: чем больше поездок – тем меньше тариф. Транспорт останется основополагающим направлением бизнеса компании: речь идет о расширении линейки классов автомобилей, оптимизации цен и сохранении высокого заработка у водителей.

С продуктами питания – идея добиться того, чтобы доставка пиццы или суши занимала 10 минут. Некоторые не верят, что такое возможно. Но то же самое раньше говорили и о наших услугах такси. Когда мы заявили, что сможем подавать машину менее чем за 15 минут и минимальная стоимость составит 100 руб., многим одновременное выполнение обеих задач казалось нереальным. Но сегодня так и есть. И сегодня выполнение обоих условий кажется банальным: мы теперь подаем машину за 5–7 минут, а минимальная поездка теперь стоит всего 49 руб. На этой неделе Gett запускает новый тариф «Эконом +», который удешевил услугу такси на 40%.

– Может ли технологическая платформа Gett использоваться для доставки еды?

– Конечно, будет использоваться та же технология, но исполнители будут другие – не наши водители, а другие специально обученные специалисты.

– Некоторые считают, что рынок тех или иных услуг насыщается довольно быстро и может не появиться достаточного спроса на ту или иную услугу при большой конкуренции.

– Интересная тенденция наблюдается на стороне предложения. Мы заметили, что фактически даем возможность 20 000 водителей зарабатывать и содержать свою семью. Конечно, не мы платим зарплаты – это делает рынок, но мы создаем основы для рынка. И в итоге 20 000 семей водителей живут за счет этого сектора. Это само по себе удивительно, и к концу года будет более 100 000 таких семей.

Сегодня мало кто говорит о том, что технология сама по себе создает рабочие места. А это действительно так. Многие просто не обращают на это внимания.

– Но потенциальные рабочие места существовали, вы просто заняли эту нишу.

– Не совсем. Один из интереснейших моментов состоит в том, что формат пользования такси поменялся фундаментально. Зарегистрировавшийся в Gett человек сначала делает X поездок в месяц, через три месяца – 2X, через 12 месяцев – 4X поездок. Только задумайтесь: когда человек понимает преимущества службы Gett, открывает для себя эту услугу, понимает комфорт, который она предоставляет, он начинает пользоваться услугой чаще и это в итоге расширяет рынок такси. Количество рабочих мест выросло пропорционально всем этим факторам.

Например, в Нью-Йорке рынок такси сейчас в два раза больше размера, который существовал на момент запуска проекта. И пользователю понятно: то же самое удобство может появиться в других областях, где наша компания начнет работать. И в конечном итоге город выигрывает, выигрывает вся экономика.

– Для многих такси – это элемент уровня жизни выше среднего...

– Главная проблема города – отсутствие парковки и ее стоимость. Такси часто дешевле, чем стоимость парковки вашего автомобиля.

Стиль передвижения людей сильно изменился. Сейчас утилизация личного транспорта – всего несколько процентов от его потенциальных возможностей. Задумайтесь! Всего несколько процентов. А автомобиль – это один из самых дорогих активов человека, и при этом он не используется. Раньше была другая ситуация: наличие личного транспорта предоставляло свободу передвижения. Сейчас Gett предоставляет ту же свободу, но не требует таких расходов.

Времена, когда люди каждый день пользовались автомобилем, прошли. По выходным – да, это осталось, но среднее использование машины в течение рабочей недели невелико. Идет обратная тенденция. Например, в Калифорнии покупки автомобилей сокращаются и владение машиной уже не считается очевидным преимуществом. Дилемма перед ведущими производителями, например GM и Ford, сейчас стоит именно так – им надо думать, как они будут продавать машины в ближайшие пять лет. Не через 10–20 лет, а именно через пять лет, потому что рынок сильно изменился, отношение к автомобилям изменилось. Человек не хочет владеть машиной, поскольку это невыгодное и неэффективное вложение при наличии альтернатив. Такие компании, как наша, позволяют оптимизировать инфраструктуру и перераспределять ресурсы, которые тратились раньше на покупку автомобилей для членов семьи, на себя, семью, развлечения, другие полезные вещи.

Гражданин мира

«Я родился в Москве на Старом Арбате, уехал в Израиль в 1991 г., когда мне было 16 лет, и там заканчивал образование, служил в армии, создавал первые бизнесы, – рассказывает Вайсер о себе. – В 2000 г. я вернулся в Россию возглавить публичную телекоммуникационную компанию Comverse. Это был интересный период – построение и развертывание мобильной связи. Первый стартап я основал в 1997 г. Тогда, конечно, были совсем другие времена – половина клиентов получала информацию по телефону, поскольку не у всех был на тот момент доступ в интернет. В 2005 г. я ушел из Comverse и вернулся к построению стартапов – переехал в Кремниевую долину и семь лет создавал компании там». По его словам, идея создать GetTaxi родилась в Израиле. На вопрос, тяжело ли после Кремниевой долины возвращаться в Россию, Вайсер отвечает: «Мне всегда нравилась Москва». На вопрос, не думал ли он расширять бизнес на азиатских рынках, Вайсер замечает: «Мне кажется, в Азии надо родиться, чтобы работать».

– Вы подробно говорите о транспорте, поскольку там это работает лучше всего или рынок дозрел до альтернативного решения?

– В конечном итоге выигрывает город и социальная структура – улучшается ситуация с транспортом, парковками, снижается уровень загрязнения и проч. Изменения на рынке фантастические, и они произошли всего за четыре года.

– Где именно вы видите большой потенциал роста спроса на такие услуги?

– Все, что связано с услугами по дому, сферой красоты, питания и транспорта. Сейчас всем важна скорость получения услуги и ее цена. Ведь время бесценно – его нельзя купить, и в этом состоит главный тренд. Компании, которые способны сэкономить время потребителя, имеют большое будущее. Например, хочет девушка сделать маникюр: нажала кнопку – и за 15 минут приехал мастер. Или еще один пример – покупка цветов: это спонтанное желание и вам обычно не хочется тратить много времени на поиск букета, а просто хочется, пока вы делаете другие дела, чтобы к вам приехал прекрасный букет, который вы заказали.

В современном мире очень быстро происходит сдвиг в потребительских предпочтениях, в поведении – как и чем пользуется человек. Социальная динамика сейчас довольно интересная: человек старается успеть как можно больше за меньшее количество времени и думает, как быть более эффективным и первым. Услуги, которые предоставляет наша компания, помогают этого добиться.

– В России, наверное, этого меньше?

– Как раз наоборот: больше.

– Вы говорили, что вас интересует также сфера медицинских услуг. Это что-то типа скорой помощи?

– Согласитесь, довольно интересные данные, что наши машины такси приезжают к людям быстрее, чем приезжает «скорая помощь» или милиция.

Мы пока не придумали, как это использовать. Но нам очень хочется помочь улучшить ситуацию в этих сферах. Ведь возникают ситуации, когда можно спасать жизнь, например своевременно сделав инъекцию инсулина или укол от аллергии, – в такие моменты минуты, когда они должны быть сделаны, критичны для жизни человека.

– Ваши конкуренты двигаются в том же направлении. Например, Uber запустил услугу курьера, «Яндекс» запустил «Яндекс.Мастер». Но если конкуренты являются более крупными компаниями, у них есть возможность зарабатывать в одной нише, а в другой можно и демпинговать, чтобы завоевать рынок. Как вы с этим взаимодействуете?

– Наш транспортный сервис используется в России, Великобритании и Нью-Йорке. Но услуга, по сути, локальна, и, если у компании нет в наличии 10 000 автомобилей, как, например, у Gett в Москве, а есть всего 1000 автомобилей, обеспечить рынок ее услугами невозможно, какой бы красивой идея ни была в принципе: при небольшом количестве машин любая подача автомобиля все равно займет уже другое время. Если машин нет, никакая концепция не сработает на большом рынке – это будет всего лишь компания, которая работает только в пределах Садового кольца.

– Uber, осваивая московский рынок при схожих возможностях, может за счет доходов от американского рынка и инвесторов продержаться на низких ценах и в зоне убытка дольше на любом конкретном рынке, выдавливая конкурентов.

– За счет большого оборота Gett может предложить более выгодные цены, а после сегодняшнего запуска новых тарифов и подавно.

– У меня на мобильном телефоне, например, есть несколько транспортных операторов – и Gett, и Uber, и «Яндекс.Такси».

– Мобильный телефон – это уникальное конкурентное место, но нельзя заставить человека делать что-то, если он этого не хочет. Если удобно и выгодно работать на одной платформе, потребителя не заставишь пользоваться другой услугой. Uber, например, высококонкурентен в CША – занимает около 90% рынка, но на крупнейших рынках, в числе которых Россия, их покрытие составляет всего 3–5%.

– А как вы решили осваивать нью-йоркский рынок? Почему вы решили там работать?

– Нью-йоркский рынок такси составляет половину таксомоторного рынка Америки, но он малоконкурентен. Там работает всего одна компания, и монополист, как известно, обычно максимизирует прибыль и не думает о качестве или конкурентности своих услуг. Зайти на такой рынок обычно легко, предложив более выгодную услугу.

При этом половина таксомоторного рынка Нью-Йорка востребована корпорациями. Gett там известен именно за счет лучшего продукта для корпораций (b2b). Половина списка Fortune 500 – это наши клиенты, и мы добились этого за три года. Весной мы запустили сегмент b2b в Нью-Йорке. Мы понижаем стоимость услуг, увеличиваем эффективность и прозрачность транспортных услуг, и компании это очень ценят. Поверьте, 2500 клиентов b2b в корпоративном мире – хороший результат.

– Какой из рынков для вас является самым важным с точки зрения его доли в выручке?

– Все рынки важны и равносильны. Два рынка – России и Великобритании – самые крупные в Европе.

Израиль, правда, также оказался крупным рынком, и это удивительно. Там люди пользуются такси очень много, стоимость рынка составляет около $2 млрд, Это было большой неожиданностью для нас.

– В декабре вы изменили цены в Москве, в феврале произошла забастовка водителей, что крайне редкое явление в России вообще. Водители аргументировали, что цены на бензин и запчасти растут, издержки увеличиваются, цены на такси снижаются. С чем были связаны жалобы водителей?

– Был пиар-акт – объявление о том, что будет забастовка. Но на самом деле забастовки не было.

– Есть статистика, сколько водитель зарабатывает?

– Водитель в Gett может заработать около 120 000 руб., но вы должны брать во внимание, что это очень тяжелый труд.

– Хорошо, вы снизили цену на услугу. Что это дало?

– Такси стало доступным для очень многих, произошел огромный скачок заказов.

– Несколько лет назад в России было зафиксировано мошенничество с банковскими картами при оплате заказов такси.

– Люди с криминальным прошлым действительно занимались этим, правоохранительными органами были приняты меры. Но говорить об этом не хочу.

– У вашей компании в основном инвесторы с российскими корнями.

– Да, в нас инвестировали лучшие фонды, работающие в России. Последние $150 млн инвестировали фонды Baring Vostok и Vostok Nafta. Среди инвесторов есть Creos – лондонский венчурный фонд. Access Industries Леонарда Блаватника также была в числе инвесторов.

– Свою долю в компании можете раскрыть?

– Не могу. На начальном этапе мы с первоначальным партнером вкладывали много собственных средств. У нас остается существенный пакет.

– Не скажете?

– Нет.

– Сколько было проинвестировано?

– $207 млн, это фантастическая на самом деле сумма.

– Не хотите выходить на публичный рынок?

– Пока нет.

– Почему не стремитесь на публичный рынок – больше становится конкурентов за пакет и до публичного рынка может не дойти?

– Нет, это доступная дорога. Но пока мы продолжаем расти темпами 300% в год, мы сосредоточены на росте.

Gett Inc.  (бывшая GetTaxi)
Gett Inc. (бывшая GetTaxi)

Интернет-компания
Финансовые показатели не раскрываются. Годовой оборот (оценка компании на август 2014 г.) – $150 млн. Компания основана в 2010 г. Роем Мором и Шахаром Вайсером. В 2014 г. вошла в тop-15 среди самых быстрорастущих компаний мира по версии Forbes. Общий объем привлеченного финансирования – $207 млн. Развивает сервис по вызову такси через мобильное приложение. Сервис доступен в США, Великобритании, России, Израиле (всего в 54 городах). В июле 2015 г. компания объявила о ребрендинге и сменила название на Gett.

– В свое время вы уехали из России. Можете рассказать немного о себе?

– Я родился в Москве на Старом Арбате, уехал в Израиль в 1991 г., когда мне было 16 лет.

– С семьей?

– Один. Там я заканчивал образование, служил в армии, создавал первые бизнесы. В 2000 г. я вернулся в Россию возглавить публичную телекоммуникационную компанию Comverse. Это был интересный период – построение и развертывание мобильной связи. В 2005 г. я ушел из Comverse и вернулся к построению стартапов – переехал в Кремниевую долину и семь лет создавал компании там.

– Вы сказали, что вернулись к построению стартапов. Когда вы начали ими заниматься?

– Первый стартап я основал в 1997 г. Тогда, конечно, были совсем другие времена – половина клиентов получала информацию по телефону, поскольку не у всех был на тот момент доступ в интернет.

– Где родилась идея создать GetTaxi – в США?

– В Израиле.

– После Кремниевой долины не тяжело возвращаться в Россию?

– Мне всегда нравилась Москва.

– Некоторые предпочитают Азию – более быстрые темпы развития...

– Я никогда не занимался там бизнесом. Там культура сильно отличается от всех других рынков, в том числе и культура бизнеса. Мне кажется, в Азии надо родиться, чтобы работать.

– Почему не выходите в новые города России с Gett?

– Как раз этим летом компания объявила о выходе на рынки городов-миллионников по всей России. Наш сервис уже запущен в Питере, Новосибирске и Нижнем Новгороде, а также готовятся запуски в нескольких новых городах.

Читать ещё
Preloader more