Технологии
Бесплатный
Сон Джун-а
Статья опубликована в № 3995 от 18.01.2016 под заголовком: «В Южной Корее, чтобы начать собственный бизнес, надо рискнуть своей жизнью»

«Я научился рассчитывать только на себя»

Как выходец из бедной семьи Ким Бом Су стал одним из богатейших людей Южной Кореи, сделав ставку на интернет-коммуникации

Ким Бом Су считается самым успешным интернет-предпринимателем в Южной Корее. Он основал с нуля самый популярный в стране мессенджер KakaoTalk, которым пользуется более 70% населения. Ким – председатель совета директоров Kakao Сorp., в прошлом году он попал в число новичков – IT-миллиардеров списка Forbes с состоянием в $2,4 млрд. Ким обычно шутит, что, если бы во времена его детства существовали интернет-игры, его жизнь скорее всего сложилась бы совсем по-другому. В свои 49 лет, он обожает онлайн-игры и в свободное время предпочитает играть в них всей семьей – с женой и двумя детьми.

«В виртуальном пространстве есть возможность попробовать то, чего никогда не получится сделать в реальности», – говорит Ким с энтузиазмом. По его мнению, виртуальная реальность имеет очевидные плюсы: «Когда вы боретесь с воображаемыми врагами, защищая собственный замок, вы овладеваете навыками решения проблем и, чтобы разработать стратегию, вам нужен креативный подход и кооперация с другими игроками».

Любовь к интерактивным играм и виртуальным коммуникациям позволила ему добиться больших успехов в бизнесе и стать одним из немногих миллиардеров в Южной Корее, начинавших с нуля, без помощи родственников или ресурсов, доставшихся в наследство. Это редкость в Южной Корее, где в бизнесе доминируют несколько крупных семейных конгломератов – чеболей.

Ким с нуля создал два успешных проекта: в 2003 г. – первый интерактивный игровой портал страны Hangame Communications и в 2010 г. – самый популярный в Южной Корее мобильный мессенджер KakaoTalk.

Сильная мотивация

Ким – выходец из очень бедной семьи. Его родители имели только начальное школьное образование. Семья жила в однокомнатной квартире в одном из беднейших районов Сеула. Родителям постоянно приходилось менять одну работу на другую, чтобы прокормить семью. Ким был первым из семьи, кто пошел учиться в колледж, но, чтобы оплатить обучение, ему приходилось самому работать, давая частные уроки. «Мы должны были сами думать о будущем – у родителей на это просто не было времени: они жили сегодняшним днем и главным было – прокормить семью, – вспоминает Ким. – Родители приучили нас рассчитывать только на себя, и это, в свою очередь, научило нас ответственности».

Трудности повседневной жизни сделали Кима предельно мотивированным ребенком. Он получил диплом бакалавра и магистра по специальности «промышленный инженер» в Сеульском университете. По окончании университета пошел работать IT-инженером в одну из дочерних компаний Samsung SDS, специализирующуюся на информационных технологиях. Там он проработал шесть лет, но в итоге ушел из нее и основал собственную компанию – Нangame Communications. Хотя сейчас, глядя на него, не скажешь, что когда-то ему приходилось терпеть лишения: у него умиротворенный взгляд, держится он уверенно и расслабленно. А по обстановке в компании сразу не поймешь, что она является южнокорейской. Сотрудники называют Кима на английский манер Брайаном. Все они, в свою очередь, также получили от него английские имена. Используя их, Ким хочет искоренить в своей компании иерархическую корпоративную культуру Южной Кореи, где к старшим по статусу коллегам принято обращаться по названию должности, а не по имени. В этом году Ким удивил аналитиков, назначив на пост операционного директора Kakao 34-летнего Джимми Рима – невиданный по меркам Южной Кореи случай назначения на столь высокий корпоративный пост в таком возрасте.

«Спокойствие – не для меня»

Первым проектом Hangame Communications было интернет-кафе. Чуть позже компания занялась разработкой интерактивных казино-игр. Hangame Communications ждал успех – компания стала генерировать огромный интернет-трафик, и в 2000 г. Ким продал ее другой южнокорейской компании – интернет-поисковику Naver. Благодаря этой сделке появился крупнейший игровой веб-портал NHN Entertainment. Ким возглавил NHN.

Сейчас он вспоминает, что на начальном этапе ему приходилось работать день и ночь: надо было одновременно и заниматься программированием, и выстраивать бизнес. «Однажды вечером я пошел в сауну и просто расплакался. Я был так горд собой, тем, что мне удалось создать собственную компанию, но мне тогда было страшно: а вдруг я не смогу платить зарплату сотрудникам?» – вспоминает он.

После пяти лет работы в NHN в 2005 г. ему пришлось переехать в Кремниевую долину, чтобы создать филиал компании там. Но эта задача оказалась гораздо труднее, чем предполагал Ким, в итоге в 2007 г. он решил уйти из компании.

Kakao Corp.
Kakao Corp.

IT-компания
Акционеры (данные Bloomberg): председатель совета директоров и основатель компании Ким Бом Су (20,92%), принадлежащая Ким Бом Су венчурная компания K Cube Holdings Co Ltd (16,56%), Maximo Pte Ltd (9,32%), в свободном обращении 50,37% акций.
Капитализация – 7,1 трлн южнокорейских вон ($5,8 млрд).
Финансовые показатели (девять месяцев 2015 г.):
выручка – 690,5 млрд вон ($615,4 млн), чистая прибыль – 64,7 млрд вон ($58 млн).

«На самом деле можно было остаться: компания была безопасной гаванью на тот момент, но именно это и заставило меня уйти, поскольку спокойствие – не для меня», – написал он в прощальном письме коллегам.

Уйдя из NHN, он поначалу остался в Калифорнии и искал новые идеи. Появление iPhone полностью загипнотизировало Кима, и он решил вернуться в Южную Корею, чтобы заняться разработкой приложений для iPhone, – это произошло за два года до того, как первые iPhone стали продаваться в Южной Корее. Еще в 2006 г. Ким создал компанию IWILAB. В 2010 г. ее сотрудники разработали и запустили приложение для iPhone, позволявшее общаться в групповом чате, и назвали его KakaoTalk. В том же году IWILAB стала называться Kakao Corp.

В 2014 г. произошло слияние Kakao с одним из крупнейших южнокорейских интернет-порталов Daum Communications. Слияние произошло путем обмена акций Kakao Corp. на акции новой эмиссии Daum Communications, уже бывшей публичной. После этого капитализация объединенной компании тут же взлетела с $1,6 млрд до $7,4 млрд. Вскоре Daum Communications была переименована в Kakao Corp. Сейчас Ким является крупнейшим частным акционером Kakao Corp. с 20,92% акций.

Самым популярным сервисом Kakao Corp. остается мессенджер KakaoTalk, но есть и множество других сервисов: интернет-поисковик, электронная почта, мобильный банк, цифровое телевидение, онлайн-торговля, интерактивные игры, заказ такси, бронирование билетов и проч. Приложения и все продукты предназначены для жителей Южной Кореи.

Внешние и внутренние проблемы

У Кима есть мечта – развить 100 высокотехнологичных стартапов, чтобы внести свой вклад в развитие новых технологий в Южной Корее. В 70 стартапов он уже вложился с помощью компаний венчурного капитала, размер инвестиций он не раскрывает.

«В Южной Корее, чтобы начать свой собственный бизнес, надо рискнуть своей жизнью, потому что провал равноценен смерти: из неуспешного проекта можно будет извлечь много уроков, но уже никто вам не доверит ни новый проект, ни тем более деньги, – отмечает он. – В Кремниевой долине совершенно другая культура: опыт проваленных проектов очень ценится, поскольку именно он помогает прийти к более продуктивной и успешной бизнес-идее. Я всегда завидовал такой системе и хотел создать такую атмосферу здесь».

Правительство Южной Кореи также пытается увеличить технологичность экономики и создать новые опоры для экономики помимо чеболей. Но выжить малым предприятиям в тени могущественных и монополизированных чеболей очень трудно.

Хотя страна может похвастаться наличием национальных чемпионов с разветвленной сетью международного бизнеса, южнокорейским поставщикам IT-услуг всегда было трудно пробиться на мировой рынок.

При всем успехе на локальном рынке компании Kakao очень нелегко давалось расширение базы иностранных клиентов мессенджера. В этом году Kakao приобрела американскую социальную сеть Path и рассчитывает, что это даст новый толчок бизнесу.

Но и внутри страны Kakao сталкивается с проблемами. Главные – это вопросы конфиденциальности пользователей и законодательные ограничения. В прошлом году между компанией и правительством страны шло публичное противостояние по вопросам контроля за содержанием трафика сообщений.

Kakao заявляла, что повышенное внимание чиновников к интернет-пространству противоречит базовым принципам свободы слова. Что происходило за кадром, неизвестно, но в итоге Kakao напирать на свободу слова перестала и заявила, что будет выполнять требования правительства по контролю за подозрительными сообщениями. Есть версия, что Kakao пришлось отступить ради бизнес-интересов – чтобы правительство в ответ дало ей разрешение на создание первого в стране интернет-банка.

Вопрос об этом ставит Кима в тупик, но вскоре он отвечает: «Защита конфиденциальности пользователей остается нашим главным приоритетом, ни одна компания не может игнорировать правовые требования страны».

Выходить за рамки

Именно государственное вмешательство обычно считается одним из главных барьеров для развития экономики Южной Кореи. То же говорят и о жесткой системе образования в стране, где акцент на заучивание информации не сулит развитию нации ничего хорошего в будущем, поскольку не развивает способность мыслить.

Ким – в числе представителей растущего слоя южнокорейской элиты, которая предпочитает посылать детей учиться за границу. Его сын учится в американском университете, а дочка четыре года занималась образованием на дому и брала частные уроки. «В настоящее время система обучения нацелена на сдачу вступительных экзаменов в вуз, это не требует никакого творческого мышления, – мрачен он. – Люди сами вгоняют себя в рамки. Но [для успеха] следующему поколению нужно думать по-другому и выходить за принятые стандарты».

«Брайан всегда смотрит на вещи с другого ракурса и, обсуждая какую-то идею, всегда задает вопрос, во что это все выльется через шесть месяцев, – отмечает бывший исполнительный директор Kakao Парк Йон-гоо. – Игра на опережение позволила ему стать одним из драйверов отрасли высоких технологий. Но сейчас Kakao нужно придумать, как выйти за пределы Южной Кореи и глобализировать услуги, нельзя всегда винить в неспособности это сделать избыточность государственного вмешательства».

Перевела Екатерина Кравченко