Рид Хастингс: «Мы конкурируем даже со сном»

Принцип основателя Netflix Рида Хастингса – концентрироваться самому и концентрировать бизнес. С этой моделью и «фантастическими игроками» на всех позициях компания приближается к капитализации в $66 млрд
Рид Хастингс, гендиректор Netflix/ Robert Galbraith / REUTERS

В конце апреля этого года Netflix преодолела символический рубеж в 100 млн пользователей по всему миру. Чтобы отпраздновать это событие, Рид Хастингс отправился в гордом одиночестве поедать стейк в одном из ресторанов американской сети Denny’s. Фото он выложил в Facebook, рассказывает FT. Точно так же он праздновал появление миллионного пользователя.

Со своим контентом

Netflix – это не только сервис, предлагающий за плату смотреть кино онлайн. Она производит и собственные фильмы и сериалы, в том числе «Карточный домик», «Нарко» и «Корону». За первые три месяца 2017 г. Netflix получила выручку в $2,64 млрд – на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года, пишет FT. В этом году группа вложит в создание контента $6 млрд, чтобы по-прежнему отвоевывать аудиторию у традиционных кабельных телеканалов. Она уже проделала головокружительный путь, но Хастингс продолжает настаивать, что все только начинается. «Вспомните любой вечер в прошлом месяце, когда вы не смотрели Netflix, что вы делали вместо этого? – спрашивает он. – Спортивные передачи, индустрия игр, просмотр аналогового телевещания <...> мы конкурируем со всем этим. Мы конкурируем даже со сном. Мы всего лишь очень мелкий игрок на поле борьбы за время и развлечения».

Netflix Inc.

Медиакомпания
Крупнейшие акционеры (данные компании на 10 апреля 2017 г.): Capital Research Global Investors (12,02%), The Vanguard Group (6,09%), BlackRock (5,89%), The Growth Fund of America (5,43%), менеджменту компании принадлежит 4,9% (в том числе 2,71% у Рида Хастингса).
Капитализация – $65,8 млрд.
Финансовые показатели (2016 г.):
выручка – $8,8 млрд,
чистая прибыль – $186,7 млн.

Основана в 1997 г. Ридом Хастингсом и Марком Рэндольфом и первоначально занималась онлайн-прокатом кинофильмов. Предоставляет сервисы потокового видео свыше 100 млн абонентов более чем в 190 странах.

На рынке потокового вещания становится тесновато, да еще Amazon только в этом году потратит $4,5 млрд на приобретение и создание видеоконтента. Не дремлют и остальные конкуренты. В мае сервис Hulu, среди собственников которого Walt Disney и 21st Century Fox, запустил онлайн-трансляцию телеканалов. В июне агентство Dow Jones Newswires узнало, что Facebook готов тратить до $3 млн на одну серию собственного сериала. «Пока вы производите уникальный отличный контент, для вас всегда найдется рынок», – храбрится Хастингс.

FT отмечает, что в США на его сервис подписано уже более 50 млн домохозяйств. Хастингс мечтает расширить вещание в Европе. С журналистами FT он символически встретился в Booking Office – шикарном ресторане с видом на лондонский терминал Eurostar вокзала Сент-Панкрас. Его следующая остановка – обед в Париже, перед тем как отправиться в Нидерланды.

С 2012 г. Netflix инвестировала 2 млрд евро в создание собственного и приобретение стороннего контента в Европе. Недавно компания объявила, что в амстердамском отделении открывается 400 новых вакансий (всего в мире у Netflix 3000 сотрудников). Кроме того, запустила оригинальные шоу по всему континенту. В Испании это Las Chicas del Cable, а в Германии будут написаны, сняты и показаны Dogs of Berlin.

Экспансия в Европе разворачивается как раз тогда, когда ЕС собирается изменить правила в области видеоконтента и сервисов потокового вещания, унифицировав их в соответствии с регулированием в сфере традиционного телевещания. Для Netflix это может обернуться выплатами местным фондам по поддержке культуры – например, во Франции – и требованием показывать определенную долю контента местного происхождения по всему ЕС, предупреждает FT. Но Хастингс не беспокоится по этому поводу. «Нам не трудно будет соблюдать эти ограничения», – уверяет он, добавляя, что инвестиции в Европе «на 95% обусловлены потребительским спросом». А остальные 5% делаются по политическим соображениям: «Если нас посчитают эксплуататором, пришедшим со стороны, будут проблемы».

Netflix в России

В январе 2016 г. Netflix официально запустила свой сервис в 130 государствах, доведя количество стран вещания почти до 200. В их число вошла и Россия. Подписчики жаловались на отсутствие русскоязычного меню и озвучания фильмов. Даже русскими субтитрами мог похвастаться редкий фильм. Но, судя по всему, Netflix собирается увеличивать объем русскоязычного контента. В конце прошлого года она начала глобальную программу по поиску фрилансеров – переводчиков субтитров, среди языков есть и русский. Кроме того, в феврале этого года информагентство RNS сообщило, что Netflix приобрела у продюсерского центра «Среда» Александра Цекало права на показ шести сериалов – «Мажор», «Метод», «Саранча», «Фарца», «Территория» и «Спарта». Вопрос в том, как на работе Netflix отразится закон о регулировании онлайн-кинотеатров, вступивший в силу в этом месяце. Он запрещает работу сервиса, если у того более 20% иностранного капитала и ежедневная аудитория более 100 000 человек. В апреле руководитель Роскомнадзора Александр Жаров рассказывал, что Netflix зарегистрировалась как налоговый резидент России и, видимо, ищет себе партнеров в нашей стране. Третьего июля журнал The Hollywood Reporter сообщил, что Netflix не собирается уходить из России. Роскомнадзор пока не опубликовал список площадок, российская аудитория которых превышает 100 000 человек в день и которые попадут под ограничения.

Математик из Свазиленда

Хастингс появился на свет в 1960 г. в Бостоне (Массачусетс). «Перед поступлением в колледж я устроил академический отпуск и продавал пылесосы Rainbow как коммивояжер. Начиналось все это как летняя подработка, но я понял, что мне она нравится. В виде презентации я чистил ковер пылесосом клиента и Rainbow», – рассказывал Хастингс The New York Times.

Он поступил в Боудин-колледж (штат Мэн) и специализировался в математике, «потому что нашел ее абстракции красивыми и притягательными». Увлекала его и идея послужить своей стране, поэтому в первые летние каникулы он поехал на сборы в лагерь морской пехоты в штате Виргиния. В результате принял решение вместо военной службы наняться в «Корпус мира» – правительственную организацию, отправляющую добровольцев в страны третьего мира для оказания гуманитарной помощи. Так он оказался в школе на северо-западе Свазиленда с 800 учениками: «Мы жили в сельской местности. Электричества не было, готовили на газовых баллонах и дровах. Основной едой была кукуруза. Жил я в соломенной хижине и спал на раскладушке, – рассказывал Хастингс The New York Times. – Выпускной был на редкость колоритным. Устроили традиционное празднование, было много разноцветных накидок и меховых изделий. Я был одним из немногих в западном платье». За три года работы в Африке Хастингс лишь однажды побывал дома, в конце первого года, пять дней на свадьбе сестры.

На этом континенте он осознал власть телевидения, пишет FT. «Путешествуя по Африке, я увидел, насколько люди обожают телевидение, – говорит он. – Вы могли оказаться в полной глуши, но и там обладание телевизором было главным богатством».

Но поначалу о телекарьере Хастингс и не думал. В 1985 г. он решил продолжить свое образование в сфере информатики. «Я два часа ехал на автобусе до Мбабане, столицы Свазиленда, чтобы пройти тест GRE», – рассказывал он The New York Times. Он хотел в MIT, но не прошел по баллам, зато получил право учиться в Стэнфорде. «Раньше я никогда не был в Калифорнии, приехал же туда поздним летом. По пути в кампус я видел одни пальмы, – вспоминал он. – Я спрашивал себя, а где же плющ? Через неделю я влюбился в Калифорнию».

Ловец багов

Получив диплом, Хастингс работал на Schlumberger, затем заинтересовался стартапами. В одном из них, Adaptive Technology, он стал разрабатывать программу, которая отслеживала ошибки в коде (на сленге программистов – баги). В 1991 г. основал собственную компанию Pure Software для развития этого инструмента. Ему стукнул тогда 31 год. «Я сам был программистом, – рассказывал Хастингс журналу Inc. – Мы удваивали выручку каждый год, а мое превращение из программиста в гендиректора произошло, когда Morgan Stanley сделал компанию публичной в 1995 г.».

Знания против бизнеса

Оказавшись с деньгами, но без цели в жизни, Хастингс в 1997 г. заинтересовался общественной деятельностью, рассказывал он студенческому журналу Стэнфорда. Его идеи по реформе системы обучения привели его в Совет по образованию Калифорнии (в начале 2000-х он даже был его президентом) и на пост гендиректора TechNet – программы Microsoft, одна из целей которой – повышение уровня образованности. Общественная деятельность повлияла и на бизнес: Netflix перестала показывать мягкую порнографию. Вдобавок Хастингс понял, что бизнес на фильмах для взрослых может поставить крест на его политических амбициях, пишет Джина Китинг в книге Netflixed. Но со временем Netflix перетянула на себя все внимание Хастингса. «Оказалось, я недостаточно люблю политику. Я люблю бизнес», – объяснил он студенческому журналу Стэнфорда.

Когда компания разрослась до 640 человек, Хастингс почувствовал, что его с головой накрыла рутина. «Дважды я пытался сам себя уволить, – вспоминал он на страницах USA Today. – Я терял уверенность в себе».

«В то время я занимался сплавом на каяке по категорийным рекам, – объяснял он The New York Times, как вышел из положения. – А в каякинге, если вы всматриваетесь и сосредотачиваетесь на проблеме, вы с куда большей вероятностью заметите опасность. Я сконцентрировался на [поисках] безопасной воды и на том, какой хотел бы видеть ситуацию. Я не слушал скептиков». Умению концентрироваться он придает большое значение. «Я работал с Одри Маклин в 1990 г., когда она была гендиректором Adaptive Corp. У нее я научился ценить концентрацию. Я узнал, что лучше сделать хорошо один продукт, чем два посредственно», – рассказывал Хастингс Fortune. Бизнесу это пошло на пользу, и в 1997 г. Pure Software удалось продать компании Rational Software за $750 млн.

Поначалу Хастингс занялся было общественной деятельностью, но в итоге главным его делом стал новый бизнес – Netflix. По традиционной легенде, история его создания такова. Хастингс взял посмотреть фильм «Аполлон 13», забыл вовремя его вернуть и заплатил за просрочку в шесть недель $40. Это навело его на мысль о прибыльности бизнеса, и он сделал собственный прокат DVD. Но в этой легенде «полно ахинеи», цитирует Джина Китинг в книге Netflixed сооснователя Netflix Марка Рэндольфа (в 2002 г. он покинул компанию из-за разногласий с Хастингсом). Зато с ее помощью просто объяснялась модель работы. Не нужно было ехать до проката – DVD-диски брали и отдавали с помощью почты и оплачивали банковскими платежами, а вместо оплаты за каждый фильм бралась еженедельная (а потом ежемесячная) подписка, причем клиент волен был выбирать: часто менять фильмы или держать их у себя месяцами.

На сайте компании регулярно появлялись обзоры новинок, а в ассортименте было новейшее и самое популярное видео, объясняет успех стартапа сайт vc.ru. Например, за неделю более 10 000 человек заказали видеозапись свидетельств Билла Клинтона в громком деле Левински. А в 2007 г. компания занялась потоковым видео. Несмотря на скептические прогнозы, что проект не выдержит борьбы с пиратами и конкурентами, бизнес оказался успешным и стал главным для компании. В 2013 г. прокат дисков выделили в «дочку» – Qwikster.

Интересно, что Хастингс не раз пытался продать Netflix. В 1998 г. он и Рэндольф встречались с Джеффом Безосом из Amazon, пишет Китинг в книге Netflixed. Но предложенные $12 млн не впечатлили. Через два года Хастингс предложил Netflix компании Blockbuster, также занимавшейся прокатом видеокассет и DVD и продажей дисков по почте. За $50 млн он был готов стать онлайн-подразделением гиганта, но получил отказ. Сейчас капитализация Netflix приближается к $66 млрд.

То ли бизнес, то ли спорт

В интервью FT Хастингс говорит, что управляет своей компанией как чемпионской спортивной командой. Выглядит он как обычный крутой босс: предупреждает сотрудников, что посредственные результаты – прямой путь к увольнению. Но при этом 56-летний гендиректор Netflix весел и расслаблен, а угрозы произносит с подкупающей теплотой, отмечает FT. «Мы копируем модель из мира спорта, а если вы хотите выиграть чемпионат, нужно иметь фантастических игроков на каждой позиции, – говорит он. – Такой подход не для всех. Если хотите иметь гарантии занятости, не лезьте в спорт и не устраивайтесь в Netflix».

Даже сам Хастингс признает, что корпоративная культура в компании создает «очаги страха». Но такой подход работает. Хастингс уверяет, что корпоративная культура Netflix сложилась именно такой отчасти благодаря ошибкам, совершенным им в бытность молодым предпринимателем. Рано пришедший успех несет с собой определенные проблемы. Тут журналист FT упоминает о Трэвисе Каланике – основателе и гендиректоре Uber, в прошлом месяце уволившемся после скандалов. «Есть множество уроков, которые нужно выучить молодому основателю, столкнувшемуся с невероятным ростом бизнеса, – рассуждает Хастингс, тщательно избегая упоминать имя Каланика. – Вы молоды, а на вас разом наваливается множество всего. С очень похожими вызовами сталкивается кинозвезда, ставшая известной в молодом возрасте. Те, кто сумел это пережить – вроде Facebook и Google, – невероятно круты».

Реверансы Хастингс в сторону Facebook не удивляют. Он не только руководит Netflix, но и входит в совет директоров этой социальной сети. Но хотя Netflix включают в FAANG (акроним для обозначения пяти технологических компаний, среди которых также Facebook, Apple, Amazon и Google), Хастингс не считает свое детище частью Кремниевой долины. На просьбу FT сказать, является его компания технологической или развлекательной, он отвечает: «Если нам придется делать выбор, то мы скорее развлекательная компания. Но нужно стремиться к тому, чтобы быть великими в обеих сферах».

Один из его любимых сериалов, «13 причин почему», – спорная драма из жизни старшеклассников, которую ряд критиков обвиняет в романтизации суицида, пишет FT. По сюжету школьник находит на пороге дома коробку с кассетами, в которых его одноклассница рассказывает о 13 причинах, почему она покончила жизнь самоубийством. «А мы говорим, что это честное обсуждение того, что происходит в жизни подростков», – парирует упреки Хастингс. У него есть домашний кинотеатр, на котором он смотрит множество фильмов. «Но мы с женой до сих пор ходим в кино несколько раз в месяц, потому что мне нравится брать попкорн и сидеть в темноте вместе с остальными зрителями», – признавался он Inc.