Михаил Лифшиц: «Зеленая повестка будет пересматриваться»

Председатель совета директоров «Ротека» – о месте паровых турбин в зеленой повестке и о том, как сделать электродвижение экологически чистым
Председатель совета директоров АО «Ротек» Михаил Лифшиц/ Евгений Разумный / Ведомости

После нескольких волн западных санкций, отрезавших Россию от иностранных технологий, машиностроение за несколько месяцев стало ключевой отраслью для развития страны. В России крайне востребовано любое энергетическое оборудование – турбины, генераторы, комплектующие для традиционной и возобновляемой генерации, – если его производство локализовано в нашей стране.

Нынешние санкции отличаются от прежних, считает председатель совета директоров энергомашиностроительного холдинга «Ротек» Михаил Лифшиц. Раньше приходилось замещать отдельные импортные узлы, теперь – практически всю технологическую цепочку. «В мире зародился мегатренд на дезинтеграцию и локальное производство», – считает он.

В интервью «Ведомостям» Лифшиц рассказал, как «Ротек» видит свое место в импортозамещении, почему компании нельзя полагаться только на господдержку и почему то, что сейчас происходит в зеленой повестке, в значительной степени «результат безграмотности политиков, в первую очередь европейских».

– В предыдущий раз мы с вами встречались в одном мире, сейчас мы встречаемся в другом мире. Что поменялось у вас?

– Поменялось все, что касается международной деятельности. Если в прошлый раз мы с вами говорили про глобальное потепление в природе и глобальное похолодание в бизнес-климате, то сейчас есть полное ощущение, что на международном рынке наступает настоящий ледниковый период. Ситуация меняется каждый день, и этот самый новый мир еще окончательно не наступил. Мы строили бизнес, имея в виду высокую степень адаптивности, но изменения продолжаются разнонаправленно и зачастую алогично, а любая алогичность осложняет планирование и прогнозирование. Мир погрузился во время перемен еще три года назад, с началом пандемии в 2020 г., и находится в полном потрясении с того самого момента. Мы – я имею в виду нашу страну – живем во времени перемен уже больше 30 лет, начиная примерно с 1991 г., поэтому за 30 лет уровень коллективного иммунитета к происходящему вокруг у нас сильно выше, чем у людей на остатке земного шара, которые живут в оцепенении всего три года.

– Что вы ждете от государства в нынешних условиях, чем оно может помочь, какие инструменты вы видите?

– В нынешних условиях, как и в любых других условиях, мы от государства ждем крайне квалифицированного исполнения двух функций, которые оно выполняет в нашей стране. Первая функция – это функция регулятора, который должен руководствоваться принципом «не навреди» и определять правила игры на рынке. Во-вторых, государство, как крупнейший участник рынка, должно поддерживать одинаковые правила для всех участников, хотя, учитывая размер госсектора, понятно искушение регулятора подыграть крупнейшему участнику рынка.

– Из-за санкций в России перестали продавать многие товары и услуги. Очевидно, что многое мы можем производить в нашей стране. Есть какие-то узкие места для локализации производства?

Михаил Лифшиц

председатель совета директоров АО «Ротек»
Родился 4 мая 1963 г. в Москве. Окончил Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана и Калужское авиационное летно-техническое училище.
1991
основатель и президент Группы компаний «Глобал эдж»
1991
директор по маркетингу Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества малых и средних предприятий СССР
2000
основал завод абразивного инструмента «Корунд»
2009
директор по развитию высокотехнологичных активов ГК «Ренова»
2010
генеральный директор ЗАО «Ротек»
2011
председатель совета директоров Уральского турбинного завода (УТЗ)
2015
председатель совета директоров «Ротека»

– Если раньше мы рассуждали про качественную локализацию, то сейчас речь скорее про количественную. Говоря иначе, те ограничения, которые были в предыдущие волны санкций, включали в себя высокотехнологичную продукцию, но не исключали нашу страну из мировой системы распределения труда. То, что происходит сейчас – я имею в виду количество товаров, которые так или иначе ограничены, – изменилось в сотни раз, если не в тысячи. Например, если раньше мы думали о том, как произвести в стране двигатель для автомобиля, то сейчас помимо этого нужно думать еще про производство дверных замков и подушек безопасности, потому что в рынке этого больше не купишь. И здесь дело не в том, что мы не умеем производить дверные замки или у нас не могут разработать технологию. Дело в рациональном подходе, когда купить было дешевле, чем создавать производство замков у себя с нуля. Раньше ограничения касались узкого количества продуктов высоких технологий. Исходя из этого вся парадигма мер поддержки носила очень целевой, даже точечный, характер, т. е. была именно качественная локализация.

Чтобы адаптироваться к нынешним количественным и кратно возросшим ограничениям, первое, что нужно локализовать, – это собственные конструкторские силы. Общее количество разработчиков и технологов должно кратно вырасти, чтобы производить тысячи и тысячи вещей, из-за которых раньше не болела голова. Большая часть историй с локализацией у нас иностранных компаний носила очень лукавый характер, потому что в страну приезжали чертежи, инструкции и станки, а не конструктора и расчетные методики. То есть предприятия были заведомо лишены возможности самостоятельного, независимого развития. Поэтому есть два вектора, которые сейчас потребны, – продуманная политика по многократному увеличению расчетно-конструкторского потенциала в стране и максимальная либерализация и стимуляция рынка комплектующих через механизмы формирования спроса.

– А что у вас сейчас с экспортом? Как в целом реагируют ваши партнеры на традиционных для вас рынках?

– Еще до начала всем известных событий на Украине в мире зародился мегатренд на дезинтеграцию и локальное производство, за которое борются не только Россия, Америка, а абсолютно все страны. Поэтому если в нынешних условиях мы хотим сохранить нецелевой экспорт, то для нас совершенно неизбежна та или иная степень локализации на местном рынке, самостоятельно или – желательно – с местными партнерами. Сегодня мы продолжаем работу со странами нашего традиционного присутствия, но при этом осознаем, что завтра нам предстоит та или иная форма локализации.

– В интервью «Ведомостям» в 2019 г. вы говорили, что бизнес-модель компании не завязана на программу договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантирует инвестору фиксированную доходность за счет платежей с энергорынка). Что изменилось?

– Не совсем так. Я говорил, что целеполагание, которое формирует совет директоров компании, направлено на то, чтобы избыточно не зависеть от программ поддержки. То есть ответ на вопрос, есть ли жизнь после [завершения программ] ДПМ, однозначный: конечно, да. Я, как акционер и председатель совета директоров, не могу привязать бизнес компании к ДПМ: это будет катастрофа. Если компания научилась жить в стопроцентной зависимости от программ субсидирования, то грош ей цена. Поэтому у нас традиционная генерация, которая сегодня находится в зоне ДПМ, обычно не превышает 50% в портфеле заказов. Остальное – турбины для промгенерации, атомных ледоколов, заводов по термической переработке отходов, для геотермальных электростанций.

– Как в целом 2020 и 2021 годы повлияли на бизнес-климат в машиностроении, на ваш взгляд? Теперь все забыли о зеленой повестке, как считаете?

– У меня очень натянутые отношения с общими понятиями. Всем известно, что происходит с ценами на ресурсы, металл, перевозки, инфляцией, стоимостью и доступностью рабочей силы. Безусловно, меняется поведение игроков рынка и структура спроса. Мы должны быть адаптивны. В нашем сегменте снижается спрос на оборудование паросиловых блоков, высокая неопределенность в зоне генерации комбинированного цикла в силу некоторого дальтонизма политиков, которые под влиянием гражданки Тумберг не могут определиться со степенью зелености природного газа. Радует, что художник Макрон в конце концов покрасил атомную генерацию в зеленый цвет и озвучил предсказанное нами ранее движение в сторону разукрупнения атомных блоков.

– В смысле в сторону реакторов малой мощности?

– Да. И здесь у России хорошие перспективы. Во-вторых, зеленая повестка будет пересматриваться. И влиять на корректировку [низкоуглеродной стратегии развития] будут разные факторы. К примеру, что определяет цену на солнечную генерацию? Стоимость кремния. А выпуск кремния – это высокотемпературный металлургический процесс, который сам по себе имеет [углеродный] след. Кроме того, рынок кремния сегодня контролирует в мире всего несколько крупных игроков, в основном из Китая. Поэтому снижение или повышение цены на кремний – это решение конкретных людей, мало зависящее от того, что говорят с высоких трибун.

– То есть олигополия?

– Вы сами это сказали. Если посмотреть глубже, то еще в 1992 г. китайский лидер Дэн Сяопин сказал: «На Ближнем Востоке есть нефть, а в Китае – редкоземельные элементы». Сегодня электротранспорт, лоббируемый всеми возможными способами, зависит от двух элементов – лития и неодима. Один нужен для аккумуляторов, другой – для постоянных магнитов, используемых в электродвигателях. И производство этих элементов также контролируют пять-шесть компаний в мире. Возникает вопрос: снижение цены на литий означает, что он реально дешевеет, или просто те, кто этот рынок контролирует, стремятся создать критическую зависимость от него в промышленности? И таких примеров масса. Поэтому я за многоукладность и здравый смысл. Неважно, как называть энергетику – зеленой, синей или еще какой-то. Важна плотность населения, местные ресурсы, климатика, наличие энергетической инфраструктуры. Например, Камчатка и Южная Африка – территории, идеальные для внедрения геотермальных электростанций, Бутан построил всю энергетику на малых ГЭС, а в экваториальной зоне трудно придумать что-нибудь эффективнее солнца.

– Регионов с вулканами не так много. Мы же говорим об универсальных решениях.

– Их здесь просто не может быть. Невозможно Москву перевести на солнечную энергетику – здесь не тот климат, а концентрация людей и промышленности на квадратный километр просто зашкаливает. Но также нельзя вырубать виноградники или переводить плодородные земли под строительство солнечных парков. Особенно пока крыши торговых и логистических центров не задействованы для выработки этого вида энергии. Еще раз повторю: никаких универсальных решений здесь нет. Энергетика должна и может быть адаптивной, рациональной и разнообразной в зависимости от географии и социума. А то, что сейчас происходит в зеленой повестке, – это результат в значительной степени безграмотности политиков, в первую очередь европейских.

– Какой все-таки вывод: Россия еще пожалеет о том, что продвигает у себя зеленую энергетику?

– Нет. В России в этом плане многие вещи сделаны лучше, чем в Европе. Например, программа субсидирования солнечных электростанций (СЭС) в Германии привела к уничтожению целой отрасли производства фотопреобразователей, так как квалифицированно не были сформулированы требования к локализации. В итоге вся субсидия «провалилась» в Китай и за пять лет обанкротились все европейские индустриальные игроки, производившие фотоэлементы. В России, когда верстали программу поддержки ВИЭ, условия поставили такие, что самый крупный европейский игрок по производству фотопреобразователей – это теперь российский «Хевел». Есть в стране уже локализованное производство инверторов в форме СП с [французской компанией] Schneider Electric. Есть гигантское количество мелких подрядчиков, вовлеченных в строительство инфраструктуры СЭС. Это не история имени «Хевела» или «Реновы» с «Роснано» – просто правильно поставленные цели.

Но есть и другой пример. Сегодня для производства турбин по программе ДПМ мы покупаем по постановлению правительства № 719 («О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». – «Ведомости») российские литые заготовки, которые точно не являются продуктом сверхвысоких технологий. И они вдвое дороже, чем аналогичные в Китае или Чехии. У меня лежит предложение от BJSS – это серьезный китайский игрок, который льет для Siemens, General Electric и проч.

– А качество?

– Качество то же самое. Мы их сами натренировали: в самом начале совместной работы мы два года в Китае держали офис главного металлурга, чтобы получать литье нужного качества. Хотя наших металлургов тоже можно понять – зачем им сейчас повышать качество или расширять производство, если ДПМ конечен. Проще просто поднять цены и поставить всех нас в очередь.

– Доля СЭС и ВЭС в России выросла по итогам 2021 г. на 75%. Но все равно обеспечивает пока незначительный объем выработки – примерно 0,5%. Что нужно сделать, чтобы зеленая генерация росла быстрее?

– Самый простой ответ – отпустить цены на электроэнергию для всех, включая население.

– С политической точки зрения он совсем не простой.

– Но тогда не нужен будет и ДПМ ВИЭ, правда? Если ценообразование рыночное, то оно драконовское, непопулярное, кого-то оно делает бедным. Но оно справедливое. А пока мы субсидируем население, у нас неизбежно будут возникать ДПМ-3, -4 и т. д. Потому что нерыночное ценообразование приводит к тому, что на модернизацию, на ввод нового оборудования в тарифе просто нет денег.

– Есть ли у «Ротека» наработки турбин на водородном топливе?

– Нет, нам это не интересно.

– То есть перспектив не видите?

– Температура горения водорода в турбине должна быть примерно вдвое выше, чем в газовой машине. Это подразумевает смену всего цикла проектирования и производства, полную замену материалов. Сегодня газовая турбина – это, наверное, самое сложное, что придумал человек с точки зрения механизма. А ее обслуживание – самая дорогая услуга, если не брать оборудование для здравоохранения. При этом КПД газовой турбины в районе 40–45%, а генератор на водородных топливных элементах имеет КПД 65%. Он не требует обслуживания, за исключением плановой смены фильтров. Там нет ни одной трущейся детали. Возникает вопрос: зачем делать водородную турбину? Все это из разряда хайпа. Повторюсь: новая энергетика должна быть рациональной. К примеру, сегодня нет технологии трубопроводной доставки водорода. Для безопасной прокачки по трубам (водород в чистом виде не удерживается металлом. – «Ведомости») его связывают с другими веществами, а на другом конце выделяют обратно. Возникает вопрос в целесообразности процесса, учитывая, что самый экологичный зеленый водород получают путем электролиза. Но открою страшную тайну: трубы «Газпрома» и так полны водородом. Его не надо производить, его не надо связывать, он там уже есть.

– Вопрос – какой процент?

– Вполне достаточный. И паровой реформер у потребителя на другом конце трубы, разделяющий водород и остальные составляющие, на мой взгляд, наиболее рациональный способ его получения. Мой прогноз, что водород, который выделяют из природного газа, станут считать таким же зеленым, как и полученный методом электролиза. И водород применять можно и нужно, но не сжигая в турбинах.

Уже есть целые страны, которые пошли в сторону применения водорода в немеханических системах. Например, Южная Корея, активно развивающая технологии топливных элементов. Если к дому уже подведен газ, то остается только установить топливный генератор, который дает сразу и тепло, и электроэнергию. Отпадает необходимость в централизованном электроснабжении с проводами, трансформаторами и проч. А выделение водорода из природного газа в генераторе происходит автоматически.

– В «Ротеке» что делается сегодня с точки зрения новых технологий, НИОКР?

– Каждый год УТЗ разрабатывает новую турбину, подчеркну – не занимается модификацией существующих турбин, а именно разрабатывает новую. В 2020 г. это была наша турбина КП-77, в этом году это турбина ПТ-150/160, первая в нашей стране однокорпусная турбина мощностью 160 МВт. До этого это были турбины судового назначения для атомных ледоколов, а в 2022 г. мы дадим рынку геотермальную турбину нового поколения.

Кроме того, важнейший продукт, который мы делаем, – это радиальные сотовые уплотнения для паровых турбин и газовых турбин наземного и авиационного назначения. В 2021 г. мы представили рынку звукопоглощающие конструкции для авиационных двигателей, которые улучшают акустические характеристики и напрямую влияют на конкурентоспособность. Такие технологии есть в четырех странах в мире.

– В части накопителей какие у компании стратегические планы?

– Мы начали с выпуска суперконденсаторов и технологию обкатывали как раз на них. Запустили в подмосковных Химках производство мощностью 200 000 ячеек в год, сейчас уже стоит вопрос о его масштабировании. Как и всегда, это вопрос рынка. А его во многих отраслях нужно формировать. Вот, например, не было в России рынка турбин для мусоросжигательных заводов. Сейчас их пять строится, а потенциал – 200. Потому что другой промышленной технологии утилизации мусора сегодня нет.

– То есть вы верите в перспективы проекта «РТ-инвеста» со строительством в РФ мусоросжигательных теплоэлектростанций (МТЭС)?

– А есть альтернатива? Вариантов всего два: утилизировать так называемые мусорные хвосты (отходы, оставшиеся после сортировки. – «Ведомости») либо закапывать их в землю. А закапывать уже некуда. Я это наблюдал своими глазами: когда в начале 90-х летал вокруг Москвы, в поле зрения изредка попадали терриконы свалок. А уже в 2007 г. я поймал себя на том, что в 20 км от Москвы в зоне видимости всегда минимум три мусорных полигона.

– А как же сортировка и переработка?

– Мировой опыт говорит, что доля мусора, который можно физически рассортировать и отправить в ресайклинг, не превышает 50%. То есть если агломерация производит 1,5 млн т бытовых отходов, то переработать из них можно только 750 000 т. Есть много направлений утилизации мусора: это и плазменные технологии, и химические, и еще что-то. Но до состояния промышленной технологии доведено всего несколько. «РТ-инвест» привлек в проект самого уважаемого, наверное, в Европе игрока – швейцарскую Hitachi Zosen Inova. Они делали base engineering (базовое проектирование) для этих заводов.

Есть и другой подход. Что такое мусор? Это низкокалорийное топливо со своими не свойственными углеводородам элементами. Чтобы оно горело, его нужно подмешивать к высококалорийному. То есть если реконструировать существующие тепловые электростанции, то можно будет просто подмешивать к топливу мусор и получить швейцарское решение проблемы. Вот как устроено мусоросжигание в Швейцарии, в Цюрихе, сам делал карточку. (Показывает фото мусоросжигательного завода.) С одной стороны спальный район, с другой – стадион, с третьей – офисное здание. И туда свозится мусор со всего микрорайона.

– Удалось ли продать рынку систему мониторинга и прогнозирования состояния энергетического оборудования «Прана»?

– Да, она пошла в рынок, самоокупаема с 2019 г. Объем подключенного оборудования растет примерно в 2 раза ежегодно. Заказчики – «Т плюс», «Газпром нефть», «Мосэнерго», «Русгидро» и др. География тоже расширяется – из центра [России] дальше на восток. В Якутии работаем, ХМАО, на Ямале. Общая стоимость подключенного к системе оборудования сегодня составляет порядка $5 млрд. Пока это услуга с нашей стороны: математическое ядро и ситуационный центр остаются у нас. Зарабатываем около 300 млн руб. в год. Но есть и западные конкуренты – свои решения существуют у Schneider Electric, GE.

– Сколько сегодня в России паровых турбин и сколько из них работают за пределами «паркового ресурса», т. е. нуждаются в обновлении?

– Около 1500 примерно. Из них выработали парковый ресурс примерно 30%, если исходить из срока [эксплуатации] в 35 лет. Но надо понимать, что одни турбины эксплуатируются должным образом, другие – нет. Возраст не показатель [работоспособности]. Поэтому это скорее экспертная оценка.

– В любом случае даже 30% – это много. То есть на ваш век хватит даже с точки зрения обслуживания и модернизации?

– Действующий турбинный парк – это такой НЗ. Что касается развития, то мы смотрим в новые секторы бизнеса. И это, как я уже говорил, оборудование для атомных станций малой мощности под реакторы на 100–200 МВт, энергоутилизация отходов на МТЭС. И третье – развитие собственной генерации предприятий. Это металлургия, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность. Наши заказчики, например, – это Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, Архангельский ЦБК.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы турбинного бизнеса в свете энергоперехода и последних событий февраля – марта 2022 г.?

– Те отрасли, которые я называю, вне зависимости от общих зеленых трендов будут нуждаться в паровых турбинах. Если у тебя металлургический завод и есть тепло от печей, то глупо его высаживать в атмосферу, вместо того чтобы преобразовать в электроэнергию. И потом строить рядом СЭС. Паровые турбины абсолютно релевантны [текущей ситуации]. Не говоря уже о том, что многие страны сидят на угле. Расскажи Казахстану про то, что не надо жечь уголь в Экибастузе (город в Павлодарской области Казахстана, где расположен крупнейший в стране Экибастузский угольный бассейн. – «Ведомости»). Да, нужно поставить хороший электрофильтр [на угольную ТЭЦ], эффективный силовой остров для повышения КПД. Но использовать нужно местную ресурсную базу. Такая же история в Монголии. Там нет газа, нет нефти, зато очень много угля.

«Мы создаем новый рынок»

– Вернемся к суперконденсаторам? Здесь рынок будет?

– Суперконденсаторы – перспективное направление. Дело в том, что сегодня в мире нет системы, которая бы так эффективно собирала энергию, генерируемую электродинамическим торможением. А ее очень много. И вырабатывается она трамваями, поездами, электромобилями и даже эскалаторами в метро. Как только снимается напряжение с двигателя, он начинает эту энергию вырабатывать. И если ее не собрать, она преобразуется в тепло. На большинстве трамваев или электричек на крыше установлены специальные устройства – тормозные резисторы. По сути, это нагревательные элементы, которые принимают энергию и разогревают атмосферу. Это, кстати, к вопросу о зеленой повестке. В Санкт-Петербурге мы поставили на их место систему накопления и померили, сколько один трамвай в день вырабатывает электричества. Получилось 145 кВт ч. Для того чтобы произвести столько энергии, нужно построить солнечный парк площадью 1000 кв. м. Здесь же строить ничего не нужно и выработка вообще никак не зависит от наличия солнца. И суперконденсатор здесь предназначен именно для сбора энергии.

– Но есть же системы рекуперации энергии в тех же гибридных автомобилях, в электробусах? И они уже используются.

– Не секрет, что подавляющее количество электрических машин и поездов ездит на угле (сжигаемом на электростанциях с сетевыми потерями). Применение рекуперации позволяет сделать электродвижение в 2 раза чище. Рекуперация в аккумулятор – это попытка налить воду из ведра в бутылку. По факту такая система собирает примерно 5% от вырабатываемой энергии. Наличие суперконденсаторной сборки в составе накопителя позволяет кратно увеличить срок жизни аккумуляторов, забирая на себя импульсные токи электродинамического торможения и возвращая ее при разгоне.

– Почему же нет рынка суперконденсаторов?

– В мире рынок есть. Они применяются не только как система рекуперации. Используются для управления качеством электроэнергии, в дата-центрах, системах питания частотных приводов в промышленности, как системы гарантированного запуска двигателей внутреннего сгорания или железнодорожных локомотивах. В России около 1500 тепловозов РЖД оснащены нашими системами. Но если их начать активно использовать в сфере рекуперации, то и рынок там будет совсем другой, гигантский.

Сегодня его развитие ограничивают несколько факторов. Возьмем современный электропоезд. Его установленная мощность – 8 МВт. Собрать столько рекуперативной электроэнергии на борту невозможно, т. е. ее нужно отдать обратно в сеть. Но сеть технически не готова принять такие скачки напряжения. Тогда можно поставить силовую подстанцию с комбинированным накопителем там, где состав двигается с горки и вырабатывает энергию.

Потенциал для рынка есть. В первую очередь оборудование на суперконденсаторах можно применять в системах, предусматривающих расход энергии в месте генерации: в электротранспорте, кранах, лифтах и проч. Это, по сути, сбор и использование энергетических отходов. Не экономия электричества, а именно утилизация отходов, нагревающих атмосферу. Причем мы не первооткрыватели этой истории.

Schneider Electric, Siemens, ABB, Alstom делали разные проекты по сбору энергии при рекуперации с накопителями и без. И все они удачные в разной степени, все эффективные. Но вопрос с тиражированием остается открытым.

В сегодняшней ESG-повестке отсутствует как таковое понятие «коэффициент рекуперации», никто не оценивает влияние электродинамического торможения на разогрев атмосферы. Конечный потребитель идет по принципу снижения единовременных капитальных затрат, не используя весь потенциал электродвигателя, а генерирующие и сетевые компании не заинтересованы в уменьшении спроса на свой продукт, равно как и производители аккумуляторов. Единственное метро, где употребляется рекуперация во весь рост с накопителями, находится в Дубае.

– То есть перспективы туманны?

– Как раз наоборот. Двух крупнейших в мире производителей суперконденсаторов купил кто?

– Илон Маск?

– Да, Maxwell и Nesscap сейчас принадлежат Tesla. И мне сдается, что он это сделал неспроста. Мы же планируем расширение нашего производства суперконденсаторов в подмосковных Химках. Цель – выйти на 6 млн ячеек в год.

– В какой срок?

– Как рынок будет себя чувствовать.