Разум из машины: искусственный интеллект стал феноменом года в сфере технологий

Смогут ли алгоритмы изменить нашу жизнь к лучшему

Во что мы верим? В то, что искусственный интеллект (ИИ) избавит нас от всех рутинных задач? Или же в то, что он отнимет у нас работу и может привести человечество к гибели? Мы не знаем, как это работает. Мы даже, по сути, не понимаем, что именно ИИ умеет делать. Но мы верим, что это нечто гораздо более могущественное, чем мы можем себе представить. Мы верим в это примерно так же, как первобытный человек боялся грома и молний, будучи уверенным, что так боги проявляют свой гнев.

В 2023 г. мы уже примерно разобрались, почему идет дождь или гремит гром (хотя, конечно, не все), но мы все еще боимся технологического прогресса. Боимся излучения 5G и поджигаем вышки сотовой связи, даже готовы поверить, что шапочки из фольги защитят нас. Боимся, что машины отнимут наши рабочие места и смогут делать всю работу вместо нас. И, что уж говорить, в принципах работы ИИ большинство из нас не сильны. Тех же, кто действительно может объяснить, что такое ИИ, большая языковая модель, ChatGPT, зачем они нужны и стоит ли их бояться, единицы.

Так что же ИИ умеет на самом деле и какой нам от него прок? 23 декабря основатель OpenAI Сэм Альтман спросил своих подписчиков в X (бывшая Twitter), чего они ждут от ИИ в 2024 г. В первые же две минуты самым популярным ответом стал «сильный» ИИ, а Альтману пришлось извиниться за обманутые ожидания, отметив, что в 2024 г. его не будет. Отличие сильного и слабого ИИ заключается в том, что слабый ИИ, грубо говоря, умеет выполнять лишь одну задачу, которой его обучили: рисовать картинки с котами, писать тексты, находить нарушителей общественного порядка или дорожного движения в видеопотоке. Сильный же ИИ сможет делать все это вместе, как умеет человек, только быстрее. Согласно самой популярной конспирологической теории, которую выдвигали пользователи X и некоторые СМИ, увольнение Альтмана из OpenAI было связано как раз с тем, что где-то в недрах компании инженеры уже изобрели сильный ИИ и, ужаснувшись его мощи, решили оставить этого монстра в подземелье.

Горькая правда заключается в том, что и слабый ИИ отнимет часть рабочих мест. Google, Microsoft и множество других иностранных IТ-гигантов уже заявили, что сокращают несколько тысяч сотрудников, которых сможет заменить ИИ. Вот 25 декабря издание The Information пишет, что поисковый гигант Google, например, планирует перевести или уволить сотрудников направления продаж, задачи которых были автоматизированы с помощью новых инструментов. Ранее в этом году гендиректор IBM Арвинд Кришна сообщил, что компания приостанавливает наем сотрудников по всем направлениям, задачи для которых мог бы выполнять ИИ. «Могу представить, что в течение пяти лет 30% этих рабочих мест заменят ИИ и автоматизация», – сказал он. По различным оценкам, это до 7800 рабочих мест. Компании в России также заявляют о внедрении алгоритмов в бизнес-процессы, например чат-ботов в рекрутинг и документооборот. Однако пока что не вместо, а в помощь рядовым сотрудникам.

Впрочем, ни одна технологическая революция в истории не проходила без того, чтобы не отнять рабочие места. Швейные станки, конвейеры, темные автоматизированные склады – эти инновации никогда не вызывали доверия у рабочих. И сегодня тысячи людей вновь могут остаться не у дел.

Очевидно, человечество еще не готово к такому повороту. Забастовки голливудских сценаристов и актеров – яркое тому подтверждение. Да и сильные мира сего – политики, экономисты, руководство трансконтинентальных корпораций – тоже не понимают, как решить эту непростую задачку: что делать с сотнями тысяч человек, оставшихся без работы? На протяжении всей истории человечества мы стремились к тому, чтобы освободить человека от тяжелого труда и оставить ему время для жизни и творчества. Но если раньше мы могли подумать, что ИИ не напишет симфонию и не нарисует картину, то сегодня мы вынуждены попрощаться и с этим постулатом.

Возможно, через несколько лет нам не нужно будет работать, а государство обеспечит каждого своего жителя базовым доходом. Станет ли мир от этого лучше, сказать трудно: когда-то труд сделал из обезьяны человека, но кто даст гарантии, что ИИ позволит человеку остаться человеком? Хорошая новость заключается, пожалуй, лишь в том, что внедрять ИИ пока что очень дорого.