Иркутские ученые впервые в России проведут геологическую съемку с беспилотника

Иркутские ученые впервые в России будут исследовать сибирские месторождения с помощью беспилотного вертолета, который оснащен лазерным сканером, сообщил заведующий кафедрой маркшейдерского дела и геодезии Национального исследовательского иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) Анатолий Охотин.

Этот иркутский вуз первым в России закупил беспилотный вертолет, который оборудован сканером, инерциальной и навигационной системой GPS-Глонасс. Стоимость аппарата - 15 млн руб. Во вторник вуз показал беспилотник журналистам и ученым. "Этот аппарат специально собран по нашему проекту в Европе. Лазерная сканирующая головка, к примеру, была заказана в австрийской фирме Riegl, силовая установка - в Швейцарии. Наш университет по сути первый, кто решил использовать беспилотник для изучения месторождений", - сказал Охотин.

Ранее НИ ИрГТУ выполнял проекты в сфере геодезии для крупнейших недропользователей Сибири: "Газпрома" (Чиканское газовое месторождение), СУЭК (месторождения угля), ВЧНГ, "Руссдрагмета" (Тасеевское золоторудное месторождение), "Бурятзолота", Приаргунского производственного горно-химического объединения (урановые рудники), "Алроса". Геодезические работы (они необходимы для дальнейшей геологоразведки и строительства ГОКов) в таких случаях проводятся либо с земли, либо с помощью вертолета Ми-8 или самолета Ан-2.

По словам Охотина, беспилотник дешевле в эксплуатации. Обычный вертолет потребляет 800 литров топлива в час, Ан-2 - 150 литров, вертолет ИрГТУ - 7 литров в час. Беспилотник, который может управляться оператором либо летать автономно по GPS, способен оставаться в воздухе до 1,5 часа на высоте до 500 метров.

Охотин отметил, что характеристики аппарата позволяют ему работать даже на больших месторождениях, к примеру, Ковыктинском газоконденсатном или на Удокане - медном месторождении. Беспилотник также возможно использовать при поисковых операциях либо мониторинге чрезвычайных ситуаций. "У нас уже есть первые заказы на проведение инженерно-геодезических изысканий в 2013 г. Мы намерены задействовать наш беспилотник", - сказал Охотин.