Минпромторг решил не возобновлять программу льготного автокредитования в этом году

В I квартале 2014 года производство легковых машин сократилось лишь на 2,8%, но во II квартале рынок просядет сильнее
С.Портер / Ведомости

Об отказе Минпромторга возобновлять в этом году программу льготного автокредитования сообщила пресс-служба ведомства. Министерство проанализировало итоги I квартала 2014 г. и пришло к выводу, что закрытие программы не ухудшило ситуацию в легковом автомобилестроении: спад продаж, в прошлом году достигавший «катастрофических» 17%, ныне составил всего 2,8%, цитирует пресс-служба слова министра Дениса Мантурова. Он советует производителям легковых авто не ждать возобновления программы, а «активнее работать с банками», чтобы те давали корпоративным покупателям российских автомобилей кредиты на выгодных условиях.

Программа льготного автокредитования действовала с июля по конец декабря 2013 г. и предусматривала субсидирование из федерального бюджета части процентной ставки по кредитам на отечественные и импортные легковые, а также легкие коммерческие автомобили стоимостью до 750 000 руб. За это время на льготных условиях было выдано 260 000 автокредитов - эквивалент 9,3% всех машин, проданных в России в 2013 г.

В марте 2014 г. автопроизводители и дилеры стали просить Минпромторг о возобновлении программы, но ведомство ссылалось на отсутствие в бюджете денег. В конце апреля Мантуров говорил, что министерство следит за ситуацией на рынке: пока не появятся «свежие фактические данные» о продажах легковых авто, говорить о возобновлении программы льготного кредитования не имеет смысла. В I квартале 2014 г., по данным Национального бюро кредитных историй (хранит информацию о 65 млн заемщиков), в России было выдано 194 107 автокредитов - на 10,1% меньше, чем год назад. В деньгах выдача сократилась всего на 1% до 109,1 млрд руб. Продажи автомобилей сократились за тот же период, по оценке Ассоциации европейского бизнеса, только на 2%, а в марте их было продано столько же, сколько в марте 2013 г. Сдержать падение помогло ослабление рубля: производители объявили о повышении цен и люди старались успеть купить автомобиль по старой цене, объясняли дилеры. Но это значит, что в мае - июне стоит ждать значительного падения, предупреждал топ-менеджер одного из автодилерских холдингов. После ослабления рубля производители были вынуждены поднять цены и это не способствует росту продаж, констатирует представитель General Motors (GM) Сергей Лепнухов, а если рубль продолжит падать, цены наверняка вырастут еще.

Равнение Минпромторга на I квартал выглядит лукавством: автозаводы начали оптимизировать производство с конца марта, а в апреле уже сокращали смены и останавливали производство, напоминает топ-менеджер автодилерской компании. С трехсменного на двухсменный режим работы перешел с апреля завод Nissan в Петербурге; в ближайшее время возвращения к трем сменам не будет, говорил тогда представитель компании. Еще в марте так же поступил петербургский завод GM. Завод Ford Sollers в Ленобласти в середине апреля останавливал конвейер на неделю и планирует сделать это еще по крайней мере один раз.

Отсутствие господдержки не катастрофа, но все-таки ухудшит ситуацию на рынке - особенно неуверенно чувствуют себя продавцы автомобилей массового сегмента и программа кредитования играет там важную роль, рассуждает директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков. II квартал будет хуже первого и, возможно, самым сложным в этом году, прогнозирует он. Очевидно, что рынок ждет падение гораздо более серьезное, чем в 2013 г., вторит ему директор дилерского центра «Lexus Ясенево» компании «Рольф» Татьяна Форнасова. Точка в дискуссии о необходимости господдержки рынка еще не поставлена, считает она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать