GM законсервирует автозавод в России и прекратит поставки Opel

Концерн объявил о масштабной реструктуризации своего бизнеса в стране
  • Владимир Штанов
GM на неопределенный срок останавливает собственные производственные проекты в России
А. Даничев / РИА Новости

Американский автокоцерн General Motors (GM) на неопределенный срок остановит собственные производственные проекты в России и продолжит работу в стране в качестве торгового представительства, объявила компания. Завод GM в Санкт-Петербурге - «Джи эм авто» - будет законсервирован к июню 2015 г. Сотрудничество с калининградским «Автотором», которому GM заказывал выпуск своих машин, завершилось в феврале. Контрактное производство на ГАЗе по заказам GM закончится в течение года.

Совместное предприятие «Джи эм - АвтоВАЗ» (у партнеров по 50%) продолжит работать. Но проект строительства новых цехов СП (прессового и кузовного) и запуска здесь производства нового поколения Chevrolet Niva также заморожен на неопределенный период.

Кроме того, GM уводит с российского рынка бренд Opel - он покинет рынок до конца 2015 г., - а также массовые модели Chevrolet. Но компания обещает исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание. В итоге американский автоконцерн сосредоточится в России на продаже премиальных автомобилей Chevrolet (Corvette, Camaro и Tahoe) и Cadillac, которые будут импортироваться.

В 2014 г. продажи автомобилей всех марок концерна GM в России упали на 26,4% до 189 484 шт., в январе-феврале 2015 г. - на 74,6% до 8,362 шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Из-за девальвации рубля GM значительно поднял свои цены в России. По данным PwC, с сентября 2014 г. по февраль 2015 г. - на 56% на автомобили Opel, на 52% - на Chevrolet.

«Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем», – приводятся в сообщении компании слова президента GM Дэна Амманна. - Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой». А гендиректор Opel Group Карл-Томас Нойманн сказал, что сейчас автомобили компании, «которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации». «Нам пришлось принять решительные меры в России, чтобы защитить наш бизнес», - добавляет он.

По словам представителя компании, локализация машин, выпускаемых в Петербурге, - около 20%. Все условия соглашения о промсборке GM выполнял, подчеркивает он: «Это соглашение будет просто остановлено».

Общие затраты на реструктуризацию бизнеса в России составят около $600 млн (из них $200 млн - в неденежном выражении), преимущественно в I квартале 2015 г., поясняется в сообщении компании. Эти деньги пойдут «на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников».

На заводе GM в России работает около 1000 человек, им будет предложено уйти по соглашению сторон с выплатой семи окладов, объясняет представитель GM. По его словам, сегодня последний рабочий день на главном конвейере автозавода, цех крупноузловой сборки продолжит работать до июня, а потом будет законсервирован.

Решение GM неожиданно, комментирует исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов: продажи хотя и падали, но оставались значительными. Компании будет сложно вернуться на рынок, когда он начнет расти, предупреждает он: восстановление может начаться в 2016-2017 гг. Компания полностью не уходит с рынка, оставаясь в премиальном сегменте и на рынке послепродажного сервисного обслуживания, а также сохраняет за собой производственные мощности в стране, замечает представитель GM.