«АвтоВАЗ» увеличит на 20% производство автомобилей для Renault и Nissan

В этом году компания соберет 160 000 машин под брендами партнеров по альянсу
В этом году «АвтоВАЗ» планирует произвести для альянса Renault-Nissan 160 000 автомобилей/ Д. Абрамов/ Ведомости

В этом году «АвтоВАЗ» увеличит производство автомобилей по сравнению с 2014 г. на 1,7% до 585 000 шт. При этом машин под брендами Renault, Nissan и Datsun будет собрано 160 000, или на 19,5% больше, чем годом ранее, а Lada – меньше на 3,7% до 425 000. Об этом вчера рассказал президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон на заседании комитета Союза машиностроителей России.

Летом 2014 г. «Интерфакс» со ссылкой на Андерссона сообщал о планах «АвтоВАЗа» выпустить в 2015 г. 300 000 автомобилей для альянса Renault-Nissan, осенью – о 240 000 шт. (помимо 400 000 Lada), в феврале 2015 г. – о скорректированном общем плане в 712 000 автомобилей (без разбивки по брендам). Получается, что при сохранении и даже небольшом увеличении прогноза по выпуску Lada план производства для альянса сократился примерно на треть.

«Мы не комментируем наши производственные планы», – сказал представитель Nissan. Представитель Renault на вопросы «Ведомостей» не ответил. У компаний также есть собственные заводы в России, но сколько там планируется выпустить в 2015 г., не известно.

О том, что альянс Renault-Nissan сокращает заказы для «АвтоВАЗа», сотрудник завода и человек, близкий к альянсу, рассказывали «Ведомостям» весной, но цифры не называли. О «напряженной» ситуации на линии B0, где помимо Lada Largus выпускаются автомобили Nissan (Almera) и модели Renault (Logan, Sandero и его псевдокроссоверная версия Stepway), говорил и Андерссон. Помимо этих моделей группа «АвтоВАЗ» по контрактной схеме выпускает Datsun on-DO и mi-DO, а также Nissan Sentra и Tiida.

Экспорт в плюсе

В январе – мае 2015 г. продажи Lada в России, по данным АЕБ, сократились на 30% до 114 270 шт. По итогам года Андерссон прогнозирует снижение рынка на 35% до 1,5 млн шт., Беспалов – на 23–27% до 1,7–1,8 млн шт. Планируемые российские продажи Lada по итогам года – 325 000 шт. (-16%). При этом компания хочет удвоить экспорт до 100 000 шт.

Корректировка плана заказов для «АвтоВАЗа» происходит на фоне падения продаж Renault и Nissan в России. По данным АЕБ, за пять месяцев этого года они рухнули на 41% до 47 130 и 41 636 шт. соответственно. Весь рынок сократился на 37,7%. По итогам 2014 г. продажи Renault снизились на 7%, а Nissan – выросли на 11%. Помимо общего снижения покупательной способности сказывается девальвация рубля, из-за которой иностранным автоконцернам пришлось поднять цены, а также агрессивное продвижение корейских марок, комментирует топ-менеджер дилерской компании, торгующей несколькими автомобильными брендами.

«АвтоВАЗ» чувствует себя лучше рынка (см. врез). Завод тоже поднимал цены, но меньше (из-за более высокой локализации). К тому же ему помогает господдержка спроса на автомобильном рынке, продолжает дилер. С начала года за счет госпрограммы обновления парка было продано 36% автомобилей Lada, льготного автокредитования – 8,5%, благодаря госзакупкам – более 5%, рассказал вчера Андерссон. Он считает, что эти меры целесообразно расширить в этом году.

После запуска новых моделей «АвтоВАЗ» может наращивать продажи, полагает дилер: с сентября 2015 г. начнется выпуск Lada Vesta на новой вазовской платформе, с декабря – кроссовер Lada Xray. На рост можно рассчитывать также в случае глобальных позитивных изменений на рынке, но этого пока не ожидается, замечает он.

В прошлом году «АвтоВАЗ» получил 42,3 млрд руб. выручки по РСБУ за работы по сборке автомобилей и шасси по договорам подряда. В этом году выручка от этой деятельности продолжит расти, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но из-за снижения плана по выпуску машин для альянса примерно на 80 000 автомобилей компания недополучит около 30 млрд руб. выручки (в 2014 г. общая выручка «АвтоВАЗа» по МСФО составила 190,7 млрд руб.) и 1,3–1,5 млрд руб. EBITDA, подсчитал он. Прогнозы по финансовым показателям на этот год компания не раскрывает.