Продажи «АвтоВАЗа» в России рухнули в июле на четверть

Падение продаж компании ускорилось в два раза по сравнению с июнем
По мнению дилера «АвтоВАЗа», помимо общего падения спроса продажам помешала временная приостановка компанией в начале июля программы обновления парка (утилизация/trade-in)/ Д. Абрамов/ Ведомости

Российские продажи «АвтоВАЗа», лидирующего на рынке, снизились в июле на 25% до 20 994 автомобилей, сообщила в четверг компания. Падение ускорилось: в июне продажи сократились на 12%. «Автомобильный рынок подвержен сезонным колебаниям, и в прошлом году было то же самое», - комментирует представитель «АвтоВАЗа». В июне 2014 г. продажи Lada снизились на 19%, в июле - на 25%.

Данные по рынку в июле еще не опубликованы. По оценке «АвтоВАЗа», по итогам семи месяцев он сократился на 36%, а Lada, чьи продажи снизились на 26,8%, заняла оценочно 19%-ную долю (годом ранее - 15,7%, по оценке АЕБ). Доля марки на российском рынке неуклонно растет шестой месяц подряд, радуется представитель «АвтоВАЗа». Исходя из данных компании, в июле в России было продано более 120 000 автомобилей - на треть меньше, чем в июле 2014 г. Сокращение рынка тоже усилилось, но не так сильно, как у «АвтоВАЗа»: в июне оно составило почти 30%.

«Так мало «АвтоВАЗ» уже давно не продавал в июле, - комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. - Даже в 2009 г., когда рынок сократился вдвое, июльские продажи марки составили 32 426 шт.». Более того, с начала 2015 г. июльский результат Lada лучше только января, который традиционно отличается низким спросом, добавляет он.

По мнению дилера «АвтоВАЗа», помимо общего падения спроса продажам помешала временная приостановка компанией в начале июля программы обновления парка (утилизация/trade-in). Тем не менее, по данным завода, за счет нее в июле было продано 38% автомобилей Lada, еще треть - с помощью программы Lada Finance и специальных акций. Дилеры традиционно активизировали продажи в июне, чтобы улучшить статистику в целом по полугодию, и это также "отъело" спрос в июле, замечает Беспалов.

Продажи Hyundai (второй по величине игрок в России по итогам первого полугодия 2015 г.) на фоне «значительного» падения рынка в июле сократились «всего» на 15% до 12 251 шт., сообщила на этой неделе корейская компания. Падение замедлилось (-27% в июне). 

Российские продажи Kia в июле снизились на 12% до 13 346 автомобилей, рассказал представитель марки. "Мы наблюдаем стабилизацию динамики на фоне прошлого года. Например, падение спроса на автомобили KIA за последние три месяца сократилось более чем в два раза", - замечает он.

Японская Mitsubishi продала в России 2506 автомобилей. «Нам приятно отметить общие позитивные изменения в динамике продаж нашего бренда <...>. Общее падение продаж составило всего 28% в сравнении с июлем 2014 г.», - отметил президент «ММС рус» Наоя Такаи (его слова приведены в сообщении компании). Оптимизм понятен: в июне продажи марки рухнули на 50%. Представитель Ford Sollers лишь сказал, что, «несмотря на падение рынка, компании удается увеличивать долю за счет вывода на рынок новых локализованных моделей». Представитель Nissan не стал комментировать продажи в июле до публикации отчета АЕБ. Представители других крупных игроков российского рынка - Renault, Toyota, VW - на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Продажи Kia за семь месяцев составили 89 561 шт. (-18%). "Если говорить о рынке в целом, динамика в июле повторила тренд июня 2015 г., - продолжает представитель компании. - Тот уровень, на котором сейчас находится рынок (примерно 130 000 автомобилей в месяц), – это своеобразное дно. Конечно, могут быть пиковые месяцы. Однако если политическая и экономическая ситуация значительно не изменятся в худшую сторону, мы не видим оснований, почему спрос на автомобили должен снизиться". 

Ситуация на рынке остается неопределенной, как он поведет себя дальше, станет понятно к сентябрю, считает Беспалов. По прогнозу АЕБ, по итогам года рынок сократится на 36% до 1,55 млн шт.