Российский завод Hitachi начал экспорт комплектующих

Такой стратегии придерживаются многие глобальные автоконцерны, чтобы сохранить рентабельность на падающем рынке
Российский завод Hitachi компенсирует потери от сократившегося вдвое местного рынка за счет экспорта/ Д. Абрамов/ Ведомости

Завод Hitachi в Твери (мощность – 2000 гидравлических экскаваторов среднего размера) запустил заготовительный цех, где производится резка, гибка листовой стали для производства стрел, поворотных платформ и проч. Об этом сообщила компания. Новый цех обошелся в 500 млн руб., общие инвестиции в российское производство Hitachi – около 2,5 млрд руб. Уровень локализации на заводе – около 20%.

Основной рынок сбыта для завода, запущенного в 2014 г., – российский, в прошлом году начались поставки в страны СНГ (доля не раскрывается). Теперь завод экспортирует еще и экскаваторные стрелы – на завод Hitachi в Нидерландах по двухлетнему договору уже отгружено более 100 шт. Этот завод находится ближе всех к российскому предприятию, в другие страны поставлять стрелы нецелесообразно, передал «Ведомостям» гендиректор Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing Масафуми Сэндзаки. По его словам, сейчас экспортируется одна модель стрелы, потом будет четыре, а частота поставок увеличится с одной в месяц до двух в неделю к началу 2017 г.

«Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг»

Завод экскаваторов
Акционеры – Hitachi Construction Machinery (85,84%), ЕБРР – 14,16%.
Выручка (данные «СПАРК-Интерфакса», 2014 г.) – 646,5 млн руб.
Чистый убыток – 954,7 млн руб.

Экспорт стрел не входил в планы, рассказывает Сэндзаки: «Первостепенной задачей было выйти на максимальную мощность и снизить объем импортной для России продукции, а затем уже начинать работу в том числе на экспорт, но экономическая ситуация диктует другие условия». В 2015 г., по оценке компании, российский рынок гидравлических экскаваторов сократился на 52%. С 1 апреля 2015 г. по 31 марта 2016 г. доходы Hitachi Construction Machinery по России и СНГ упали на 41,6%. Экспорт стрел «дает нам возможность получения прибыли даже в условиях девальвации рубля и снижения спроса», отмечает Сэндзаки. «Мы надеемся, что с восстановлением экономической ситуации продажи в России и экспорт в СНГ будут расти, что позволит заводу продолжать развитие и выйти на максимальную мощность», – сказал он.

Расширение экспорта за счет комплектующих – относительно новая тенденция в российском машиностроении, по этому пути идут заводы, построенные глобальными автоконцернами, комментирует начальник аналитического центра «АСМ-холдинга» Василий Сеин. К примеру, Renault планирует экспорт выпускаемых на «АвтоВАЗе» готовых кузовов для производства Renault Logan и Sandero на алжирском заводе концерна. Volkswagen может экспортировать кузова с калужского завода. Такой подход увеличивает доходы производителей техники и поддерживает экономику поставщиков, что особенно актуально на падающем рынке, говорит Сеин. Плюс при выпуске комплектующих не нужно платить утилизационный сбор в отличие от производства готовой техники, напоминает эксперт.