«АвтоВАЗ» собрался без Гона и Чемезова

Годовое собрание акционеров выбрало новый совет директоров, но не одобрило финансовую помощь от Renault
В Тольятти состоится собрание акционеров «АвтоВАЗа»/ В.Штанов/ Ведомости

ТОЛЬЯТТИ - 23 июня в Тольятти в 13.00 по местному времени началось годовое общее собрание акционеров «АвтоВАЗа».

В холле на первом этаже заводоуправления участников собрания встречали новинки - седан Lada Vesta и высокий хетчбэк Lada Xray - и «привет из прошлого» - одна из первых «копеек» и миллионная «тройка». После собрания тут будут выставлены спецверсии Vesta и Xray, рассказал представитель «АвтоВАЗа», но какие именно, не уточнил.

В этот раз компания не стала баловать акционеров бесплатными напитками и закусками. Учитывая рекордный убыток «АвтоВАЗа» в 2015 г. (почти 74 млрд руб. по МСФО), это мало кого удивило.

Кворум имеется: на 13.00 зарегистрировались владельцы и их представители 75,85% голосующих акций «АвтоВАЗа» (минимальный порог по уставу компании - 50%).

"Ростех" готов простить «АвтоВАЗу» 20 млрд руб. из 51-миллиардной задолженности завода перед госкорпорацией, а 31 млрд руб. - конвертировать в капитал в случае проведения докапитализации компании. Это заявил замдиректора «Ростеха» и член совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Скворцов. Он надеется, что необходимые согласования с российским правительством и альянсом Renault-Nissan будут получены к началу сентября 2016 г.

Беспроцентные займы общим объемом 75 млрд руб. госкорпорация предоставила в кризис 2008-2009 гг., из этой суммы 12 млрд руб. было конвертировано в капитал «АвтоВАЗа» и на 12 млрд руб. «Ростех» получил непрофильные активы «АвтоВАЗа». Сейчас возможности бюджета для новой адресной помощи автозавода ограничены, объяснил Скворцов.

10 вопросов «АвтоВАЗа»

Всего в повестке дня собрания 10 вопросов.

Акционерам традиционно предстоит утвердить годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность и отчет о финансовых результатах компании. В 2015 г. «АвтоВАЗ» получил 43,2 млрд руб. чистого убытка по РСБУ против 25,4 млрд руб. убытка годом ранее. Совет директоров уже традиционно рекомендовал не выплачивать дивиденды ни по обычным, ни по привилегированным акциям. В последний раз акционеры «АвтоВАЗа» видели дивиденды по итогам 2007 г. Новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор, сменивший в апреле 2016 г. Бу Андерссона, в июньском интервью «Ведомостям» говорил, что ожидает выхода компании в прибыльность не ранее 2018 г. Российский автомобильный рынок сокращается с 2013 г., вместе с ним падают и продажи Lada. По мнению Мора, стабилизация может наступить в 2017 г., а в 2018-м начнется рост рынка.

Акционерам также традиционно предложено не выплачивать вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии.

Следующий вопрос повестки - избрание нового совета директоров. Численность предполагается сохранить (15 человек), но его состав серьезно изменится. В случае одобрения акционерами совет покинут президент альянса Renault-Nissan (контролирующего «АвтоВАЗ») Карлос Гон и гендиректор госкорпорации «Ростех» (у нее блокпакет автопроизводителя) Сергей Чемезов. Их планируемый уход крупнейшие акционеры «АвтоВАЗа» объясняли тем, что Гон и Чемезов продолжат участвовать в реализации стратегии развития компании на уровне СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan - нидерландской Alliance Rostec Auto (у нее 74,5% капитала «АвтоВАЗа»).

Также из совета директоров, как ожидается, уйдут Андерссон, первый замдиректора «Ростеха» Владимир Артяков, бывший старший вице-президент и председатель региона Евразия группы Renault Жан-Кристоф Кюглер. В совет войдут Мор, исполнительный вице-президент Renault Стефан Мюллер, вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами «АвтоВАЗа» Эдуард Вайно, зампред правления УК «Роснано» Владимир Аветисян, старший вице-президент Renault и руководитель региона Евразия Дэни Левот.

В случае одобрения акционерами совет директоров возглавит заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. Ожидается, что он на уровне совета будет курировать вопросы, связанные с трудовым коллективом, и вопросы взаимодействия с государством. В прошлом году именно «Ростех» раскритиковал методы оптимизации избыточной численности «АвтоВАЗа»: Андерссон предлагал сотрудникам уйти по соглашению сторон с выплатой нескольких зарплат (вплоть до пяти), но Чемезову не понравилось, что уходящим работникам не помогали с дальнейшим трудоустройством.

Господдержка также важный вопрос для «АвтоВАЗа», ведь он один из основных участников федеральных программ поддержки автомобильной промышленности и спроса на автомобильном рынке. К тому же, в прошлый кризис ему выделили 75 млрд руб. беспроцентных займов, из которых еще предстоит выплатить до 2032 г. около 51 млрд руб. Предполагается, что часть этого долга в качестве помощи компании «Ростех» конвертирует в акции в рамках докапитализации, которая, как ожидает Чемезов, пройдет до конца 2016 г. Параметры еще не утверждены - они обсуждаются с альянсом Renault-Nissan, который для сохранения доли внесет «живые» деньги, пояснял Чемезов. Помощь акционеров улучшит финансовое состояние «АвтоВАЗа» и позволит ему продолжать реализацию инвестпрограммы общей стоимостью 180 млрд руб. до 2020 г. Треть ее (62 млрд руб.) финансируется за счет кредитов ВЭБа. Условия будущих сделок с ВЭБом утверждаются ежегодно, этот вопрос значится и в повестке сегодняшнего годового собрания акционеров: срок действия сделок стандартно не должен превышать 10 лет, процентная ставка - не более 11%.

В этом году «АвтоВАЗ» может получить и новый кредит от Renault: годовому собранию акционеров предстоит одобрить выделение займа в размере 20 млрд руб. под 11,5% и сроком погашения до 29 декабря 2016 г. Заявленная цель займа - оплата поставщикам комплектующих. Заем планируется выделить на случай возникновения сложностей в финансировании оперативной деятельности автозавода, пояснял источник «Ведомостей», близкий к акционерам.

Последним вопросом повестки значится одобрение участия «АвтоВАЗа» в создаваемых «Кластере автомобильной промышленности Самарской области» (это его предварительное название) и специализированной организации промышленного кластера - ассоциации предприятий машиностроения данного кластера.

В итоге акционеры «АвтоВАЗа» одобрили почти все вынесенные в повестку дня вопросы, а вот нужного количества голосов для одобрения выделения 20-миллиардного займа от Renault не набралось.

Планы компании

В 2016 г. «АвтоВАЗ» планирует продать в России 260 700 автомобилей Lada - на 3,1% меньше, чем в 2015, сообщил на собрании Мор. Рынок легковых автомобилей, по расчетам компании, упадет сильнее, в итоге доля Lada по итогам года увеличится на 2,1 п. п. до 20%. Сохранять рыночную долю на этом уровне «АвтоВАЗ» рассчитывает и в дальнейшие годы.

Поддерживать продажи новый президент «АвтоВАЗа» собирается за счет расширения продуктовой линейки, «разумно выверенной ценовой политики», стимулирования дилеров, привлечения и удержания клиентов фирменной сервисной сети, улучшения имиджа бренда Lada. В рамках празднования 50-летия «АвтоВАЗа» будут выпущены специальные серии автомобилей Vesta и Xray (с черными крышами, особой внутренней отделкой, оригинальными колесными дисками и проч.), Kalina Cross (помимо прочего также с черной крышей), Lada Priora и Lada 4x4 с белым и черным, серебристым и черным кузовами соответственно, с оригинальной обивкой сидений и проч.

Компания не планирует массовых сокращений, сказал Мор. Сейчас «АвтоВАЗ» работает в режиме 4-дневной недели, с 15 августа вернется к полной неделе. Но в случае негативных прогнозов по рынку и продажам в IV квартале компания с середины октября может опять перейти на 4-дневную рабочую неделю, предупредил Мор. В нерабочие дни сотрудников будут привлекать к временным работам.