«АвтоВАЗ» готовится к новой жизни

После рекапитализации на 85 млрд рублей процентные платежи компании снизятся вдвое
«АвтоВАЗ» с помощью акционеров готовится погасить долги на 85 млрд руб/ А. Махонин / Ведомости

Вчера «АвтоВАЗ» объявил об утвержденной советом директоров программе рекапитализации на 85 млрд руб. В декабре может быть проведена допэмиссия на 25 млрд руб., основной адресат которой – Renault. Деньги будут направлены на погашение долгов перед акционерами компании, говорит представитель «АвтоВАЗа». Долг компании перед «Ростехом» на конец июня 2016 г. составлял 51,28 млрд руб., перед Renault – 25,3 млрд руб. (включая 22,1 млрд просроченной задолженности), следует из квартального отчета «АвтоВАЗа». В начале следующего года акционеры могут списать или конвертировать в акции предприятия еще 60 млрд руб.

Планируемая рекапитализация позволит «АвтоВАЗу», по сути, начать жить заново, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. «У «АвтоВАЗа» крупнейшие в России мощности по выпуску автомобилей и дилерская сеть, сильный бренд, есть современные модели, – перечисляет он. – Но огромный долг компании на фоне низкого спроса не позволяет ей использовать весь свой потенциал».

На конец июня общий долг «АвтоВАЗа» составил 103 млрд руб., а чистый – 97 млрд руб. Погашение большей части этих сумм серьезно снизит стоимость обслуживания, говорят Ганелин и его коллега из «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В 2015 г. процентные расходы составили 6,3 млрд руб., в первом полугодии 2016 г. – уже 5,1 млрд руб. Между тем компании нужно продолжать реализацию инвестиционной программы, но собственных средств для этого нет – у «АвтоВАЗа» отрицательный денежный поток, поэтому долги растут, отмечает Беспалов. Но занимать на рынке крайне сложно, продолжает эксперт. Ведь помимо огромного долга компания зафиксировала по итогам прошлого года такой же гигантский чистый убыток – почти 74 млрд руб. В первом полугодии 2016 г. этот показатель составил 27 млрд руб.

После рекапитализации общий долг «АвтоВАЗа» снизится примерно до 20 млрд руб., но в дальнейшем, скорее всего, вырастет до уровня в 50 млрд руб., прогнозирует Беспалов. Ведь компания в условиях отрицательного денежного потока продолжит занимать для исполнения инвестпрограммы. Но даже в этом случае процентные расходы могут быть ниже на 40–50%, подсчитал он. Этому поможет и ожидаемое снижение процентных ставок из-за замедления инфляции в России, добавляет он.

Представитель «АвтоВАЗа» говорит, что компания не планирует наращивать долг перед коммерческими банками, но рассчитывает на продолжение финансирования инвестпрограммы ВЭБом на существующих условиях, добавил собеседник.

Рекапитализация также позволит «АвтоВАЗу» соблюдать ковенанты по банковским кредитам, отмечает Ганелин. Это касается в том числе собственного капитала, который на конец июня 2016 г. у «АвтоВАЗа» имел отрицательное значение – минус 66 млрд руб. по МСФО, приводит он данные. Учитывая размер рекапитализации, собственный капитал при прочих равных будет на уровне 20 млрд руб., полагает Ганелин.

Однако проблему отрицательного денежного потока рекапитализация не решит, продолжают эксперты. Для этого «АвтоВАЗу» нужно увеличивать продажи в России и за рубежом, наращивать выпуск новинок, снижать общие издержки, перечисляет Беспалов. Российский рынок находится в тяжелом положении, но его разворот может произойти достаточно быстро, предупреждает Ганелин. «АвтоВАЗ», очищенный от долгов и имеющий современные модели – Lada Vesta и Lada Xray, в этой ситуации получит конкурентное преимущество, подчеркивает он.