Статья опубликована в № 2763 от 27.12.2010 под заголовком: Французы придут морем

Mistral обойдется России дороже, чем Франции

Президент России сообщил президенту Франции, что для российского флота выбраны корабли типа Mistral. Первые два построят во Франции, с запчастями и подготовкой моряков их цена достигнет 1,3 млрд евро
  • Алексей Никольский

О беспрецедентной для отечественной истории сделке – с вертолетоносцами типа Mistral – Кремль и Елисейский дворец в пятницу сделали совместное заявление. На сайте президента России сообщается: Дмитрий Медведев информировал Николя Саркози, что на международном тендере на поставку двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) для Минобороны России, объявленном 5 октября, российские власти сделали выбор в пользу предложения, представленного консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российского ОАО «Объединенная судостроительная компания» (ОСК). На начальном этапе это предложение подразумевает строительство двух единиц с последующим производством двух дополнительных единиц.

Французское заявление на сайте Елисейского дворца отличается от кремлевского фразой, что сделка позволит сохранить Франции работу для 1000 человек в течение четырех лет в объеме 5 млн человеко-часов, в основном на верфи STX в Сен-Назере.

ДВКД типа Mistral рассчитан на переброску примерно 500 пехотинцев, 13 танков и может нести до 16 вертолетов. Вертолеты для российского корабля будут отечественные типов Ка-52 и Ка-27, говорит офицер ВМФ России, а двух-трехместные каюты, в которых живет экипаж и десант, будут заменены менее комфортными кубриками. Французская сторона продает вместе с кораблем боевую информационно-управляющую систему Zenith 9, но без лицензии.

О планах купить Mistral впервые было объявлено летом 2009 г., с весны нынешнего года начались переговоры, прерванные на период назначенного по требованиям российского законодательства тендера, на который помимо предложения DCNS и ОСК поступили проекты немецкой TKMS, корейской Daewoo, испанской Navantia и петербургского Невского ПКБ. В конце ноября победило предложение образованного в октябре консорциума DCNS (разработчик Mistral) и ОСК.

Как сообщили «Ведомостям» менеджер предприятия ОСК и человек, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», пока подписано соглашение Минобороны России и «Рособоронэкспорта», который после праздников проведет переговоры с французской DCNS и заключит сам контракт на постройку во Франции на верфи STX двух кораблей; сборку еще двух кораблей в России можно считать опционом. Стоимость первого корабля с учетом постройки, подготовки экипажа, сервиса и запчастей составит, по словам обоих собеседников «Ведомостей», около 700 млн евро, второго – около 600 млн евро. Первые два корабля этого типа для ВМС Франции стоили 650 млн евро, но, по словам менеджера российского кораблестроительного предприятия, цены с тех пор выросли и, кроме того, цена для французов не включала обучения персонала верфей и моряков, сервис и запчасти.

По словам представителя ОСК Игоря Рябова, уже в первом корабле доля участия российской стороны составит 20%.

Для ОСК рентабельность будет нулевой, поскольку главной целью станет получение современных технологий, уверяет Рябов, с российской стороны конкретная верфь еще не определена.

Этот контракт может означать сборку в России для первого корабля секции стоимостью в 20% корабля, идут разговоры, что во втором корабле доля России будет больше, говорит редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов, а вот постройка двух кораблей по опциону в России – довольно неясный вопрос. «Зачем российскому ВМФ вообще нужен этот корабль, спроектированный для заморских экспедиций французского флота?» – удивляется Барабанов.

Начальник Генштаба Николай Макаров заявлял, что первый ДВКД типа Mistral отправят на Тихоокеанский флот, где используют для переброски войск на Курильские острова в случае необходимости.

Для DCNS сделка с Россией важна не из-за денег, а как первый прорыв проекта этого корабля на зарубежные рынки, говорит Арно Калика из парижского Института проблем обороны. Ранее Mistral проиграл испанской Navantia австралийский тендер, но после сделки с Россией у него больше шансов на рынках Азии. Беспрецедентная сделка открывает возможность для более тесных связей в сфере обороны и безопасности двух стран, заключает Калика.