Статья опубликована в № 3308 от 19.03.2013 под заголовком: Дешево, вкусно и с госпомощью

ЕС тратит треть годового бюджета на поддержку агросектора

Продукцию российских сельхозпроизводителей трудно встретить в Европе. И дело не только в африканской чуме свиней и птичьем гриппе. Российским крестьянам нужно предложить цену на товар, конкурирующую с предложением местного фермера, на поддержку которого Евросоюз тратит больше трети годового бюджета
Европейское хозяйство получает в среднем 12 200 евро субсидий в год
REMY GABALDA / AFP
Спорный вопрос

Объем господдержки сельского хозяйства России был одной из главных тем переговоров вокруг вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила объем поддержки сельского хозяйства в $89 млрд, но в ходе переговоров планка была понижена сначала до $36 млрд, позднее – до $16 млрд. На момент вступления России в ВТО она определена в $9 млрд, а к 2017 г. должна быть снижена до $4,4 млрд.

«Я помню, как встречался с производителем вина из Грузии. Он хотел поставлять во Францию свою продукцию, но цена, которая у него получалась на полке, – 11 евро за бутылку. И я сказал ему: вы не сможете конкурировать в стране, где бутылку добротного совиньона можно купить за 3,50», – вспоминает директор по континентальной Европе министерства иностранных дел Франции Эрик Фурнье. Говоря о российском сельском хозяйстве и пищевой промышленности, он соглашается: в Европе о них знают мало. «Около трети энергоресурсов, потребляемых Францией, – российского происхождения, но из товаров народного потребления на ум первыми приходят бренды [чая] Kusmi и [пива] «Балтика 7», – делится своими впечатлениями дипломат (правда, оба этих бренда – российские довольно условно: основанную в конце XIX в. Павлом Кузьмичевым марку Kusmi в начале 2000-х выкупили французские бизнесмены, а «Балтика» принадлежит датской Carlsberg). И дело, утверждает Фурнье, не в заградительных мерах Евросоюза, а в конкурентных условиях, в которых продукция российских сельхозпроизводителей оказывается менее востребованна, чем местных.

«Секрет конкурентоспособности европейских производителей в том, что они готовы работать на низкой марже. Это становится возможно благодаря отсутствию серьезных бюрократических преград на всех уровнях», – считает чиновник французского МИДа. При этом Фурнье не отрицает, что Европа тратит на поддержку очень много ресурсов.

Евросоюз поддерживает локальный агросектор через Единую сельскохозяйственную политику (ЕСХП, Common Agricultural Policy) – принятую еще в 1957 г. систему развития сельского хозяйства в Европе. Основные инструменты ЕСХП – это импортные пошлины, квотирование импортных поставок, поддержание цен за счет государственных интервенций, квоты на производство и налоги за неиспользование земель. Постепенно Европа уходила от поддержки рыночной цены или субсидирования отдельных сегментов агросектора к простым погектарным субсидиям, объясняя, что все остальное – не рыночные механизмы. Так что сейчас основной инструмент европейской агрополитики – прямые субсидии фермерам, привязанные к площади возделываемой земли. Какие культуры выращивать и по какой цене продавать свои товары, фермер решает сам, опираясь на рыночную конъюнктуру и сложившиеся цены.

Сколько тратят

Поддержка сельского хозяйства занимала около 70% расходной части бюджета Евросоюза в 80-х, до 50% – в 90-х и продолжает снижаться. В 2009 г., например, Европа потратила на поддержку сельского хозяйства 57 млрд евро, или примерно 41% от 140-миллиардного бюджета ЕС. В пересчете на площадь сельхозугодий в Европе получается, что господдержка составила около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов – еще примерно на 80 евро на гектар сельхозугодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 г. составила 405 евро на 1 га угодий, подсчитал академик Россельхозакадемии Болюс Пошхус.

Крупнейшие получатели средств по линии ЕСХП – Франция (на нее, по данным BBC, приходится около 17% выплат), Германия и Испания (примерно по 13% каждая), Италия (около 11%) и Великобритания (около 7%). В среднем одно хозяйство получает около 12 200 евро субсидий в год, но выплаты на гектар возделываемых угодий разнятся от 527 евро в Греции до 89 евро в Латвии (субсидии для новых членов Евросоюза значительно меньше). Франция в 2009 г. потратила на аграрный сектор и развитие села в общей сложности 12,2 млрд евро, из них 5,7 млрд евро – средства из бюджета Евросоюза.

Сельское хозяйство – одна из важнейших производственных отраслей Евросоюза. Во Франции она генерирует 150 млрд евро товарооборота, в отрасли работает 500 000 человек, рассказывает начальник межведомственного совета по вопросам промышленности и АПК Алан Бергер. Франция, по его словам, экспортирует сельхозпродукции ежегодно на 40 млрд евро и внешнеторговый баланс по продуктам питания и сельхозсырью у страны положительный – профицит на уровне 8 млрд евро, хотя внешнеторговый дефицит страны составляет примерно 70 млрд евро.

«Почему Евросоюз и Франция так много инвестируют сейчас в развитие сельского хозяйства? Мировой спрос на продукты питания растет, и Франция хочет отвечать на эти потребности», – замечает Бергер. Поэтому, добавляет он, Франция не только кредитует своих производителей (общий объем кредитов, выданный государственным сельхозбанком Франции, превысил 42 млрд евро), но и помогает своим фермерам со сбытом продукции – например, на уровне министерства сельского хозяйства действует комитет по вопросам экспорта в Азию, где сейчас самый высокий спрос на продукты питания. Комитет занимается урегулированием вопросов экспорта, согласования фитосанитарных требований и соблюдения прав интеллектуальной собственности.

В 2011 г. Евросоюз направил на прямые выплаты фермерам 42,5 млрд евро, 3,34 млрд евро – на интервенции и поддержание цены на некоторые сельхозтовары, еще 353 млн и 254 млн евро пошли, соответственно, на развитие ветеринарии и фитосанитарного контроля.

Для сравнения: общий бюджет России на 2011 г. составил 10,9 трлн руб., из которых на оборону потрачено 1,5 трлн руб., на национальную безопасность – 1,26 трлн руб., на дорожную инфраструктуру – 349,5 млрд руб. На поддержку сельского хозяйства Россия в 2011 г. выделила из федерального бюджета 149,7 млрд руб. (около 1,4% расходов федерального бюджета), или около 3,7 млрд евро. Из этой суммы на сохранение и восстановление плодородия почв направлено 11,0 млрд руб., на социальное развитие села – 7,7 млрд руб., на поддержку животноводов – 10,7 млрд руб., на госинтервенции на рынках сельхозпродукции – 6,1 млрд руб. Основная же часть денег, 80,3 млрд руб., пошла на субсидирование процентных ставок по кредитам для аграриев.

Разница в цене

Разные подходы к финансированию агросектора выливаются в разницу цен на сельхозтовары. В России, по данным Минсельхоза, по итогам февраля отпускные цены производителей на говядину I категории выросли на 4,1% с начала года и на 10% – по сравнению с февралем год назад до 262,5 руб./кг (примерно 6,55 евро за 1 кг).

Французский фермер Пьер Аиролди, специализирующийся на выращивании коров породы белая аквитанская в департаменте Джерс, продает их на мясо по цене 4,60 евро за 1 кг. Телка белой аквитанской породы весит 700–800 кг и ест в день 15 кг сена и 1,5 кг концентрированной кормовой смеси, рассказывает Аиролди. «В этом году я вынужден был поднять отпускную цену на 0,30 евро за 1 кг (в прошлом году он продавал туши по 4,30 евро за 1 кг) – подорожали бензин, удобрения, пленка для упаковки стогов и много еще чего», – делится он. За вычетом издержек после продажи мяса его прибыль составляет примерно 0,20 евро с 1 кг. Мясо фермер продает местному кооперативу, который затем его реализует.

Фермер получает субсидии – 225 евро на голову скота (в расчет идут телки) в год и погектарные – на выращивание кормов (их сумму он не называет), но этого недостаточно для безбедной жизни. В хозяйстве, где живет в среднем 200 племенных коров, Аиролди работают вдвоем – отец и сын. «Работников мы нанять можем только временных – в сезон уборки урожая и заготовки кормов. В остальное время не можем себе позволить – вот и работаем вдвоем», – признается он.

В бюджете Евросоюза на 2012 г. (его общий размер – 144,46 млрд евро) на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий заложено 58,58 млрд евро, в том числе 40 млрд евро – на прямые выплаты фермерам и 14 млрд евро – на развитие сельских территорий. При том что на развитие транспорта Евросоюз потратил 1,6 млрд евро, на поддержку научных исследований – 5,4 млрд евро, на культуру и образование – 2,69 млрд евро. Сопоставимые с сельским хозяйством расходы у Евросоюза только на региональное развитие (42 млрд евро в 2012 г.) – Regional Policy, программу государственных инвестиций для создания новых рабочих мест, сокращения отставания менее развитых регионов, развития инфраструктуры и привлечения частных инвестиций. В течение 2007–2013 гг. Евросоюз планирует потратить на эти цели около 347 млрд евро, говорится на сайте Еврокомиссии.

Расходы Евросоюза на сельское хозяйство продолжают снижаться – уже в 2013 г. их доля в бюджете должна снизиться до 33,1% (см. таблицу), вместе с тем меняются и условия получения прямых субсидий. С 2013 г. фермеры, внедряющие новые, более экологичные технологии производства, будут получать дополнительные субсидии.

Гектар как мера помощи

После вступления в ВТО (см. врез) Россия тоже решила дополнить существующий набор мер господдержки погектарными субсидиями. Такая мера поддержки широко применяется в рамках ВТО и относится к зеленой корзине. Сельхозпроизводители получат «погектарную» господдержку с 2013 г. при условии страхования урожая, предложил глава Минсельхоза Николай Федоров. Также сельхозпроизводителю необходимо представить справку о постановке на налоговый учет и взять на себя обязательство работать на этой территории еще как минимум три года начиная с первого платежа субсидии. «Погектарная» поддержка отрасли предусмотрена новым этапом реализации госпрограммы развития АПК на 2013–2020 гг. За данный период на эти цели планируется направить 267,2 млрд руб. Но и основной инструмент действовавшей агрополитики России – субсидирование процентных ставок – сохранится (подробнее см. стр. В7).

У европейских фермеров тоже есть льготы по кредитам. На закупку новой сельхозтехники они могут привлекать средства под 3–4% годовых, на покупку земли – примерно под 7% годовых, говорит фермер из Джерса Сандрин Беге. У нее на семейной ферме несколько тысяч уток, которых откармливают для фуа-гра. «Мы получаем субсидии на возделывание земли, на выращивание кормов, но специально на птицу – нет», – уточняет она. Фуа-гра на местном рынке стоит около 30 евро за 1 кг (печень одной утки весит 400–500 г), утиное мясо – около 3 евро за 1 кг. Переработка значительно повышает отпускную цену – консервированная фуа-гра стоит уже 60–90 евро за 1 кг, рассказывает Беге.

Число частных фермерских хозяйств, семейных ферм в Европе неуклонно снижается – рентабельность мелких хозяйств все же ниже, чем крупных промышленных предприятий, и тут государственная поддержка не помогает, говорит генеральный директор института AgroParisTech Жиль Тристрам. Около 6% выпускников его института открывают собственные фермы или выкупают существующие, еще примерно 30% выпускников идут работать в агросектор на существующие сельхозпредприятия в качестве наемных работников. Большинство же выпускников работают не по профилю.

«Борьба за высокое качество сельхозпродукции в Евросоюзе приводит к тому, что отрасль стала сильно зарегулированной – фермеру необходимо получать огромное число сертификатов и постоянно подтверждать соответствие ветеринарным требованиям на всех ступенях производства. Причина заключается в том, что мало фермеров продают свою продукцию конечному потребителю. Товар проходит по длинной цепочке, в которой ни одно звено не хочет брать на себя полную ответственность за качество. Это приводит к такому усилению регулирования на первом этапе», – объясняет директор AgroParisTech.

Конкуренция сильна и внутри Евросоюза, жалуется Бергер. Например, Франция с ее высокими налогами и относительно высокой минимальной зарплатой (около 2000 евро до налогов) находится не в одинаковых условиях с Португалией или Грецией, где социальные налоги ниже и наемный работник обходится значительно дешевле. «Поэтому французские фермеры стараются конкурировать не столько в сфере цены, сколько в области качества. И поэтому в Евросоюзе страны стараются специализироваться на тех сегментах, в которых могут получить наибольшую эффективность», – говорит чиновник.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать