«Аэрофлот» взял курс на приватизацию

Авиакомпания готовится к первому этапу приватизации - сокращению доли государства до 50% плюс 1 акция. Но сейчас не очень удачное время для размещения, отмечают аналитики
«Аэрофлот» готовится лететь к инвесторам // А. Махонин/ Ведомости

«Аэрофлот» выбирает инвестбанк для разработки предложений «возможного размещения пакета акций в размере от 7 до 10% уставного капитала», - следует из заявки авиакомпании, размещенной на сайте госзакупок. Речь идет о реализации первого этапа дорожной карты приватизации «Аэрофлота», после которого доля государства в акционерном капитале перевозчика снизится до 50% плюс 1 акция. Для этого, указывает перевозчик в техническом задании инвестбанку, может быть проведена допэмиссия. Другие источники формирования пакета в 7-10% для продажи перевозчик не указывает.

Сейчас у Росимущества 51,17% акций «Аэрофлота», у госкорпорации «Ростех» - 3,55%, еще около 5,6% - квазиказначейские акции (они находятся на балансе «дочки» авиакомпании - «Аэрофлот-финанс»). По распоряжению правительства от 1 июля 2013 г. «Аэрофлот» включен в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014-2016 гг. В октябре 2013 г. авиакомпания проводила экспертные слушания по основным аспектам дорожной карты приватизации. Из презентации (есть у «Ведомостей») следует, что приватизация должна пройти в два этапа: сокращение госпакета до 50% плюс 1 акция (2013-2014 гг.) и приватизация 25% в 2016 г., если соответствующее решение будет принято в 2015 г.

Первый этап подразумевал, что на продажу кроме новых акций «Аэрофлота» будут выставлены доли «Ростеха» и «Аэрофлот-финанс». Но вот включает ли «Аэрофлот» пакет «Ростеха» в те 7-10%, которые планирует продать, представитель «Аэрофлота» не сказал. Высокопоставленный федеральный чиновник сообщил, что решения по пакету «Ростеха» нет. Сколько акций будет выставлено на продажу - 7 или 10% - зависит от решения по пакету, который принадлежит «Ростеху», сказал человек, близкий к размещению. Сам «Ростех» свой пакет в «Аэрофлоте» продавать не планирует, уточнил представитель госкорпорации. По его словам, «Ростех» не получал «предложений относительно реализации существующего пакета от Росимущества».

В начале года чиновники предполагали, что размещение «Аэрофлота» может пройти на Московской бирже. Компания также получила внебиржевой листинг на бирже в Нью-Йорке, но с начала года ни одной сделки здесь совершено не было. До этого ADR «Аэрофлота» обращались только на бирже во Франкфурте, но и здесь сделки были очень нерегулярны.

Вчера на Московской бирже «Аэрофлот» стоил 58,12 млрд руб. ($1,76 млрд). С начала года компания подешевела в 1,7 раза. Удастся ли реализовать первый этап приватизации до конца 2014 г., как это предусмотрено дорожной картой, непонятно. Рынок сейчас не очень хорошо переварит такое размещение: конъюнктура неблагоприятна, нервозности инвесторам добавляет ситуация на Украине, говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. По его словам, в период с октября по декабрь 2014 г. будет более удачное время разместить такой пакет: в конце ноября - начале декабря «Аэрофлот», как правило, публикует отчетность за девять месяцев и в этот период может быть высокий спрос на акции авиакомпании. Также, считает он, можно попробовать разместиться в весеннее окно в 2015 г., когда «появится репрезентативная история «Добролета» и других дочерних компаний». Инвесторы прагматичны - как только появится понимание того, что ситуация разрешается, они вновь будут благосклонны к российским акциям, а «Аэрофлот» к тому же дает 4-5% дивидендной доходности, отмечает Рожков.

«Решения об основных параметрах возможных сделок могут приниматься только после появления соответствующего решения основного акционера», - сказал представитель «Аэрофлота». Решение правительства и президента не получено, говорит он. По словам федерального чиновника, срок размещения будет зависеть «от окна и рынка». Финалисты конкурса будут помогать компании в рассмотрении оптимальных вариантов окон, площадок и прочих параметров, рассказал представитель «Аэрофлота».