Авиакомпания "Ямал": Выезд спецтехники на взлетную полосу - не редкость

Компания сообщила о неоднократных угрозах столкновения самолетов с наземной техникой на летном поле, но затем сообщение с сайта "Ямала" исчезло
  • Мария Киселева,
  • Анастасия Агамалова,
  • Владимир Штанов
  • / Vedomosti.ru
А.Махонин / Ведомости

В январе-сентябре 2014 г. АТК "Ямал" перевезла 1,2 млн пассажиров (+13%, 12 место среди российских авиакомпаний), гласят данные Росавиации. 97,6% авиакомпании "Ямал" принадлежит Департаменту имущественных отношений ЯНАО, следует из материалов компании и "СПАРК-Интерфакс".

Наземное обеспечение полетов в российских аэропортах находится на низком уровне. Об этом говорилось в сообщении авиакомпании «Ямал», появившемся на ее сайте. Через несколько часов сообщение было удалено, но скриншот первоначального сообщения остался у "Ведомостей". С чем связано удаление сообщения, неизвестно. Представитель авиакомпании "Ямал" на звонок и письмо "Ведомостей" не ответил.

В "Анализе проблем наземного обеспечения полетов в аэропортах РФ" компания сообщила о неоднократных угрозах столкновения самолетов с наземной техникой на летном поле. За период с 2010 г. по настоящее время с самолетами авиакомпании произошло около 18 «авиационных событий», причиной которых стали нарушения работниками служб обеспечения полетов в российских аэропортах, отмечает авиаперевозчик.

Как сообщает "Ямал", в 2004 г. самолет авиакомпании едва не столкнулся со снегоуборочной машиной, выехавшей на ВПП аэропорта Салехарда. В 2014 г. "по причине несанкционированного занятия транспортным средством (тягач с асфальтоукладчиком на борту) взлетно-посадочной полосы аэродрома "Рощино" самолету авиаперевозчика пришлось уйти на второй круг, чтобы избежать столкновения с наземной техникой. В том же году, сообщает "Ямал", после посадки в аэропорту "Рощино" "во время руления в непосредственной близости от воздушного судна курс руления пересек топливозаправщик". "Если бы экипаж не применил экстренное торможение, то столкновение с топливозаправщиком могло привести к воспламенению и взрыву авиационного топлива с вытекающими из этого катастрофическими последствиями", - сообщает авиакомпания.

Компания также приводит в пример другие происшествия в аэропортах Салехарда, Ноябрьска, Нижневартовска, Нового Уренгоя, Надыма, в "Рощино" и "Домодедово". Трижды самолет авиакомпании «едва не выкатился» за пределы ВПП из-за несоответствия значения коэффициента сцепления на взлетно-посадочной полосе, полученного по метеоканалу, его фактическому значению, говорится в сообщении «Ямала». Ряд происшествий был связан со столкновением с птицами или их попаданием в двигатель. Также авиакомпания сообщает о случаях повреждения самолета автомобилем-заправщиком и наезде спецмашины на плоскость крыла самолета. «Ямал» также приводит в пример случаи, когда самолет был поврежден пассажирским трапом.

Представители аэропортов "Салехард", "Ноябрьск" на вопросы "Ведомостей" не ответили. В аэропорту «Рощино» от комментариев отказались. Представитель "Домодедово", сославшись на необходимость проверки информации, не смог предоставить оперативный комментарий.

Как отмечает "Ямал", для безопасного выполнения полетов авиаперевозчикам зачастую приходится самостоятельно решать проблемы, связанные с наземным обеспечением безопасности полетов.

Перевозчик подчеркивает, что неоднократно обращался в транспортную прокуратуру, Росавиацию и Ространснадзор с просьбой «оказать содействие в решении конкретных вопросов, связанных с ненадлежащим обеспечением полетов» в российских аэропортах. «К сожалению, на сегодняшний день данная проблема так и остается неразрешенной, о чем свидетельствует катастрофа самолета Falcon 50 во «Внуково», - сообщает «Ямал». «Если проблему наземного обеспечения полетов воздушных судов в аэропортах РФ оставить без должного внимания полномочных органов власти, не исключена вероятность новых тяжких последствий для пассажиров, экипажей и воздушных судов», - говорится в сообщении «Ямала».

Представитель Росавиации отметил, что все случаи выездов на полосу расследуются, разрабатываются профилактические меры, чтобы не допустить нарушений в будущем. Представитель ведомства рассказал, что совсем недавно на русский язык было переведено так называемое справочное руководства ИКАО по работе группы (экспертной группы ИКАО по безопасности полетов) по обеспечению безопасности на взлетно-посадочной полосе. Оно уже находится в распоряжении авиационных властей России, и Росавиация направляет его для практической реализации в аэропорты, авиакомпании и поставщикам обслуживания воздушного движения "для организации системной работы по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП".

Пилот, командир воздушного судна в одной из авиакомпаний говорит, что за свою практику не сталкивался со случаями несанкционированных выездов на полосу. Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов отмечает, что проблема несанкционированных выходов техники и животных на полосу существует, но она была более актуальна в советское время.

Источник в одной из крупных авиакомпаний говорит, что число случаев несанкционированных выездов техники на полосу оценить сложно. «Однако инфраструктура в большинстве аэропортов, особенно в регионах России, находится в очень плохом состоянии - в частности, там стоит устаревшее оборудование», - отмечает собеседник «Ведомостей».

Во вторник самолет Falcon с топ-менеджером Total на взлете во «Внуково-3» столкнулся со снегоуборочной машиной, упал и загорелся. Погибли все четыре человека, которые находились на борту. Как заявлял официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко был нетрезв в момент столкновения. Со своей стороны его адвокат ранее заявил, что Мартыненко не употребляет спиртные напитки. Сам Мартыненко сказал, что не понимает, как оказался на взлетной полосе, и утверждает, что не видел самолета.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать